⚠️ Популярные темы⚠️
✅ Лабораторный анализ масла от 2000 руб (повышение стоимости с 01.2023)
🔊 Телеграм-канал
✅ Низкие цены на масла! Что, где, почем ?
✅ Какое масло мне залить ?
✅ Заказать экспертизу масляного фильтра
✅ Раздел по подбору и распилу фильтров
⛔️ Источник дохода сайта - реклама где-то внизу страницы, пожалуйста, отключите блокировщики рекламы

Исследования масел, документация, бюллетени

Обсуждения, FAQ, техническая информация, фотографии двигателей
Аватара пользователя
Vadim_Mk
Завсегдатай
Сообщения: 2576
Зарегистрирован: 25 июн 2015, 12:06
Откуда: Санкт-Петербург
Имя: Вадим
Авто: Chevy TBZ 2.8D '13/VW Polo 1.4 MPI '11
Масло: Castrol Vecton Fuel Saver 5W-30 E6/E9

Исследования масел, документация, бюллетени

#106

Сообщение Vadim_Mk »

Подборка литературы подтверждающая правильность Dennis J.Madden из Amalie
Вопрос kosmoz Dennis J.Madden из Amalie относительно базовых масел - Ваше мнение о VHVI+ vs PAO
Ответ Dennis J.Madden (Amalie) :
"ПАО – очень дорогие базы, которые добавляют только для понижения температуры замерзания. При «обычных» температурах VHVI = PAO по всем характеристикам и добавлять из в масла, где не требуется низкая температура замерзания не имеет смысла, они не будут лучше, но будут дороже. Идеальное и лучшее сочетание – это VHVI + Esters. Эстеры имеют лучшие смазывающие и охлаждающие свойства. Они дорогие, но это дороговизна оправдана."

Хотел писать отдельную статью с графиками и выводами, но подумал кто хочет сделать выводы сам - тому приведенной ниже литературы достаточно...
Если головой не хочешь думать - плати за масло с PP - 60C от креативных батайских парней в два раза дороже чем за Shell на основе GTL c PP-51C...

Список литературы и комментарии

1. Synthetics, mineral oils , and bio-based lubricants chemistry and technology. Second Edition. Edited by Leslie R. Rudnick. CRC Press 2013
Рудник топит за ПАО, сравнивает его почему с минералкой первой группы... Всем смотреть внимательно спектры ПАО и группы 3, что бы не было таких таких розовых пони как у нас на форуме
Что такое базовое масло ? Какие бывают базовые масла, чем они отличаются? куда влепили спектр от ПАО2 которое не применяется в ДВС а хомячки подумали что все ПАО такое вот ядра чистый изумруд...
Изображение
и из каких типов олигомеров состоит ПАО, так же описано и в [2]

2. Practical Advances in Petroleum Processing Volume 1 -2 Edited by Chang S. Hsu ExxonMobil Research and Engineering Company and Paul R. Robinson PQ Optimization Services. 2006 Springer Science
Толковая книга от Мобила, как получаются разные масла, из чего состоят, ПАО рассматривается - указаны его объемы - 2% от общего производства базовых масел, из них 80% в сумме это масла 4 и 6сSt, из чего состоит ПАО 4 -8 Cst - из набора углеводородов С30 и выше.. Так же рассмотрен гидрокрек и GTL.. Как и положено все толково и поделу
3. Rita Kapiller-Dezsőfi, Ph.D. Formulation of lubricants Determination of mineral oil content Forensic Institute
На пальцах ПАО и другие группы, смотрим треугольник Парафины, Нафтены и Ароматика
4. ExxonMobil. Lubrication Fundamentals Third Edition, Revised and Expanded CRC Press 2016 ISBN 9781498752909
Толково и на пальцах дан состав нефти по фракциям, и как всегда прекрасно все изложено
5. Process Chemistry of Lubricant Base Stocks. Thomas R. Lynch. CRC Press 2008 ISBN 978-0-8493-3849-6
Посвя
6. Chemical Composition of Group II Lubricant Oil Studied by High-Resolution Gas Chromatography and Comprehensive Two-Dimensional Gas Chromatography. Frank Cheng-Yu Wang* and Lei Zhang Corporate Strategic Research, ExxonMobil Research and Engineering Company Energy & Fuels 2007, 21, 3477–3483
Подобно рассмотрен газовая хромотография, привожу для того что бы у Рудника в разделе ПАО люди видели спектр ПАО и гидрокряка 4 и 6 cSt
7. OXIDATIVE STABILITY OF LUBRICANTS MEASURED BY PDSC CEC L-85-T-99 TEST PROCEDURE Jolanta Z. Adamczewska* and C. Love Lubrizol Limited. Journal of Thermal Analysis and Calorimetry, Vol. 80 (2005) 753–759
Эксперименты Любризола с базовыми маслами на окисление в результате которого видно что ПАО стабилен но не на порядок, а максимум на 25% того же гидрокряка..Т.е разница не в два раза как по цене
8. Composition and Oxidative Stability of Hydrocracked Base Oils and Comparison with a PA0. Jaroslav Cerny, Milan Pospisil, and Gustav Sebor. Department of Petroleum Technology and Petrochemistry, Institute of Chemical Technology Prague, Czech Republic J. Svntheric Lubricorion 18-3, Oct. 2001. ( 18 ) 199 lSSN026.5-6582
Чехи пытали товарные гидрокряк и ПАО масла - резултат такой же как и в [7] - ПАО лучше на доли процента, при цене в два раза дороже..
Забавно что масла с высоким содержанием серы полностью проходят прожарку Сергей Семеновича, а чистое ПАО с большой верятностью свернулось бы в колбе Сергей Семеновича
9. The Influence of Chemical Structure on the Physical Properties and Antioxidant Response of Hydrocracked Base Stocks and Polyalphaolefins. V.J. Gatto, M.A. Grina, T.L. Tat and H.T. Ryan Ethyl Petroleum Additives, J. Synthetic Lubrication 19-1, April 2002. (19) 3 ISSN 0265-6582
Труд от ныне Афтона - тесты по гидрокряка по rotary bomb oxidation test (ASTM D 2272) для тубрин и thin-film oxygen uptake test (ASTM D 4742) для ДВС - для турбин ПАО лучше опять на 25%, для ДВС - разница в 2 - 5% по сравнению с гидрокряком...
10. Delivering Synthetic Performance with VHVI Speciality Base Fluids. H. Ernest Henderson*, Brian Swinney, and William M. Steckle. Petro-Canada Lubricants Research & Development J. Svntlieric Lubricarioir 18-2.JirI.v2001. ( 18 ) 135 ISSN 0265-6582
Ну а тут просто моторные тесты на GM, Ford и BMW с реальным результатами - так вот, разницы между ПАО и группой III - разницы не какой, хотите платить в два раза больше - продолжайте..
-Мне скучно, бес.
-Что делать, Фауст? Таков вам положен предел.
Аватара пользователя
Vadim_Mk
Завсегдатай
Сообщения: 2576
Зарегистрирован: 25 июн 2015, 12:06
Откуда: Санкт-Петербург
Имя: Вадим
Авто: Chevy TBZ 2.8D '13/VW Polo 1.4 MPI '11
Масло: Castrol Vecton Fuel Saver 5W-30 E6/E9

Исследования масел, документация, бюллетени

#107

Сообщение Vadim_Mk »

Относительно отложений в камере сгорания, впуске и выпуске - обзор литературы и краткие выводы по вязкости масла, охлаждения ДВС, богатой или бедной смели и т.д и т.п
Combustion Chamber Deposits in Spark-Ignition Engines - A Literature Review
https://yadi.sk/i/s9loHYY03Yn3Es
CHEMISTRY OF ENGINE COMBUSTION DEPOSITS
Edited by Lawrence B. Ebert Exxon Corporate Research laboratories Clinton. New Jersey PLENUM PRESS • NEW YORK AND LONDON 1985
https://yadi.sk/i/MPpc5F383Yn4E6
где авторы честно пишут депозиты зависят от множества факторов
Research performed over the last sixty years has estab1 i shed that the presence of combustion chamber deposits has an
unfavorable effect on the octane requirement of internal combustion engines. Yet, one must recognize that many variables are
involved in the problem of "knock", including not only deposits but also compression ratio, spark timing, combustion chamber
design, air-fuel ratio, coolant temperature, engine speed, throttle opening, exhaust diluent, inlet air temperature, pressure,
and humidity.

Отправлено спустя 7 дней 36 минут 13 секунд:
Что в базовом масле можно подправить присадками а что нет..
TABLE 2.3  Base Stock and Additive Impact on Lubricant Properties
TABLE 2.3 Base Stock and Additive Impact on Lubricant Properties
Screenshot from 2018-07-12 00-21-48.png (167.38 КБ) 1755 просмотров
т.е присадками не подправить ни
Thermal stability
Solvency Primary
Air release Primary
Volatility Primary
т.е по FP и NOACK можно примерно опознать примерный состав смеси базовых масел...
Источник
ExxonMobil. Lubrication Fundamentals Third Edition, Revised and Expanded CRC Press 2016 ISBN 9781498752909

Отправлено спустя 9 минут 41 секунду:
Термостабильность масел групп II и III
Fuel 81 (2002) 785±79
Thermo-oxidative stability studies on some new generation API group II and III base oils
A. Adhvaryu , S.Z. Erhan, S.K. SahooI.D. Singh
Department of Chemical Engineering, Pennsylvania State University, University Park, PA 16802, USA
Food and Industrial Oil Research, NCAUR, USDA, ARS, 1815 N. University St., Peoria, IL 61604, USA
IIP Dehradun 248 005, India
Received 16 February 2001; revised 6 November 2001; accepted 9 November 2001; available online 13 December


Алкированные нефтены (AN) как высокопроизводительные синтетические смазочные материалы

Tribology Transactions, 50:82-87, 2007
Alkylated Naphthalenes as High-Performance Synthetic Lubricating Fluids
MICHEL J. HOURANI, ED T. HESSELL, RICHARD A. ABRAMSHE, and JAMES LIANG
King Industries, Inc. Norwalk, Connecticut
-Мне скучно, бес.
-Что делать, Фауст? Таков вам положен предел.
Аватара пользователя
Vadim_Mk
Завсегдатай
Сообщения: 2576
Зарегистрирован: 25 июн 2015, 12:06
Откуда: Санкт-Петербург
Имя: Вадим
Авто: Chevy TBZ 2.8D '13/VW Polo 1.4 MPI '11
Масло: Castrol Vecton Fuel Saver 5W-30 E6/E9

Исследования масел, документация, бюллетени

#108

Сообщение Vadim_Mk »

Относительно термостабильности на примере ПАО и о его связи с NOACK и FP
Итого реальный спектры PAO и HC 4 и 6 cSt
Gas chromatography traces of 4.0 cSt fluids
Gas chromatography traces of 4.0 cSt fluids
Figure 3 Gas chromatography traces of 4.0 cSt fluids PAO Group III.jpg (9.57 КБ) 1751 просмотр
FIGURE 1.3 Gas chromatography traces of 6.0 cSt fluids
FIGURE 1.3 Gas chromatography traces of 6.0 cSt fluids
Figure 4 Gas chromatography traces of 6.0 cSt fluids PAO Group III.jpg (12.7 КБ) 1751 просмотр
Видно что с увеличением вязкости растут пики и содержание больших молекул Сх
Gas chromatography of typical oligomer
Gas chromatography of typical oligomer
Figure 6 Gas chromatography of typical oligomer.jpg (13.72 КБ) 1751 просмотр
А вот состав ПАО масел на самом деле, а не пичок на основании которого все делали вывод что ПАО сущий изумруд и характеристики олигомеров входящих в состав ПАО
Figure 7 Lubricant base stock property comparison  C30-C42 hydrocarbons made from different olefins.jpg
Figure 7 Lubricant base stock property comparison C30-C42 hydrocarbons made from different olefins.jpg (35.98 КБ) 1751 просмотр
А вот и термическая стабильность ПАО масел различной вязкости и из чего они состоят
Thermal Stability as a Function of Oligmer
Thermal Stability as a Function of Oligmer
Figure 8 Thermal Stability as a Function of OLigomer.jpg (32 КБ) 1751 просмотр
А вот основные физические характеристики базовых ПАО масел
-Мне скучно, бес.
-Что делать, Фауст? Таков вам положен предел.
Аватара пользователя
Vadim_Mk
Завсегдатай
Сообщения: 2576
Зарегистрирован: 25 июн 2015, 12:06
Откуда: Санкт-Петербург
Имя: Вадим
Авто: Chevy TBZ 2.8D '13/VW Polo 1.4 MPI '11
Масло: Castrol Vecton Fuel Saver 5W-30 E6/E9

Исследования масел, документация, бюллетени

#109

Сообщение Vadim_Mk »

Physical Properties of Commercial Low-Viscosity PAOs
Physical Properties of Commercial Low-Viscosity PAOs
Figure 2a Phisical Properties of Commercial Low-Viscosity PAOs.jpg (32.4 КБ) 1751 просмотр
Надеюсь теперь понятно почему высокая FP и низкий NOACK не есть всегда хорошо?

Так как базовые масла по своей сути- это смесь парафинов, не важно каких - полученных путем гидоркрекинга, GTL, или синтеза как ПАО - то при увеличении KV100 базового масла растет FP, меньше NOACK, но и падает термостабильность - которая как выдели выше никакими присадками не правится.. Везде нужен баланс
Источники
1. Synthetics, mineral oils , and bio-based lubricants chemistry and technology. Second Edition. Edited by Leslie R. Rudnick. CRC Press 2013
2. Practical Advances in Petroleum Processing Volume 1 -2 Edited by Chang S. Hsu ExxonMobil Research and Engineering Company and Paul R. Robinson PQ Optimization Services. 2006 Springer Science

Отправлено спустя 23 часа 12 минут 36 секунд:
Физические своства масел групп III/III+ и группы IV (PAO)
Физические свойства группы IV для автомобильных масел
Физические свойства группы IV для автомобильных масел
Figure 2a Phisical Properties of Commercial Low-Viscosity PAOs.jpg (51.65 КБ) 1709 просмотров
Физические свойства группы III  для автомобильных масел
Физические свойства группы III для автомобильных масел
Figure 17 Characteristics of a Slate of Chemically Modified Mineral Oils Produced from a Hydrocracker Bottoms and a Wax-Based Feedstock.jpg (61.87 КБ) 1709 просмотров
Физические свойства группы III+ (GTL)  для автомобильных масел
Физические свойства группы III+ (GTL) для автомобильных масел
Figure 19 Comparison of Chemical, Physical, and Compositional Properties of GTL and PAO Base Stocks.jpg (53.23 КБ) 1709 просмотров
как видим, базовые масла одинаковой вязкоисти почти близнецы по VI, FP и NOACK - вся разница только в PP, который у PAO без вопросов лучше, но переплачивать за него в два раза - каждый пусть решает сам... У GTL PP приведен с учетом добавки PP depressant в размере 0,1%.
Источник - Synthetics, mineral oils , and bio-based lubricants chemistry and technology. Second Edition. Edited by Leslie R. Rudnick. CRC Press 2013

Отправлено спустя 16 минут 46 секунд:
Oxidation test results of hydrocracked and synthetic base stocks rotary bomb oxidation test - RBOT
(ASTM D 2272 - для турбин) and the thin-film oxygen uptake test - TFOUT (ASTM D 4742 - для ДВС)
Таблица RBOT и TFOUT
Таблица RBOT и TFOUT
Figure 32 Table 3 Oxidation test results of hydrocracked and synthetic base stocks.jpg (31.83 КБ) 1706 просмотров
Как видно при сопостовимых KV100 разрыв на тесте TFOUT (ДВС) минимален, на турбином RBOT есть разница - но не на порядок
Источник - The Influence of Chemical Structure on the Physical Properties and Antioxidant Response of Hydrocracked Base Stocks and Polyalphaolefins. V.J. Gatto, M.A. Grina, T.L. Tat and H.T. Ryan Ethyl Petroleum Additives, J. Synthetic Lubrication 19-1, April 2002. (19) 3 ISSN 0265-6582
-Мне скучно, бес.
-Что делать, Фауст? Таков вам положен предел.
Аватара пользователя
fromin
Завсегдатай
Сообщения: 746
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 18:41

Исследования масел, документация, бюллетени

#110

Сообщение fromin »

Vadim_Mk писал(а): 13 июл 2018, 00:43 как видим, базовые масла одинаковой вязкоисти почти близнецы по VI, FP и NOACK
Ну да, 34 почти близнец с 51, 8 с 13, 2 с 5...
Аватара пользователя
Vadim_Mk
Завсегдатай
Сообщения: 2576
Зарегистрирован: 25 июн 2015, 12:06
Откуда: Санкт-Петербург
Имя: Вадим
Авто: Chevy TBZ 2.8D '13/VW Polo 1.4 MPI '11
Масло: Castrol Vecton Fuel Saver 5W-30 E6/E9

Исследования масел, документация, бюллетени

#111

Сообщение Vadim_Mk »

Спор является ли гидрокряк синтетикой, решение NDA (не было ни какого суда, NDA разбирается там с рекламой в стиле "Сосу за копейки" или "Валейха дает топливную экономию на 59% процентов больше чем другие масла ACEA A5"
NAD 3526: Castrol Syntec Synthetic Motor Oil
на сайте http://case-report.bbb.org/
вбиваем Mobil или Castrol и видим богатую историю срачей по поводу адекватности рекламе (как положено при капитализме - только за денежку)

Отправлено спустя 13 минут 41 секунду:

1999 NLGI Annual Meeting
INFLUENCE OF GROUP II & III BASE OIL COMPOSITION ON V.I. AND OXIDATION STABILITY
D.C. Kramer, J.N. Ziemer, M.T. Cheng, C.E. Fry, R.N. Reynolds, B.K. Lok, M.L. Sztenderowicz, and R.R. Krug

Иследование от Chevron как VI зависит от содержания ароматики в группе III, и как в свою очередь окислительная стабильность группы III зависит от VI
-Мне скучно, бес.
-Что делать, Фауст? Таков вам положен предел.
Аватара пользователя
Gubkin
Администратор
Сообщения: 19506
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 18:28
Откуда: Самара
Имя: Иосиф Виссарионович
Авто: Haval F7x 2.0T 4WD
Масло: Sintec Platinum 5W-30 (SP, C2/C3)

Исследования масел, документация, бюллетени

#112

Сообщение Gubkin »

ATFViscSpecs.jpg
ATFViscSpecs.jpg (112.73 КБ) 1626 просмотров
Оф.телеграм-канал сайта https://t.me/oilchoice_ru
Аватара пользователя
veles
Модератор
Сообщения: 6767
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 20:18
Откуда: Горький
Авто: Ford Kuga 2R 2,5
Масло: API SP GF-6A

Исследования масел, документация, бюллетени

#113

Сообщение veles »

Gubkin, по Mercon LV какая-то ерунда. Спецификации с Dexron VI одинаковы, разрабатывались совместно. Про вязкость бред.
Аватара пользователя
veles
Модератор
Сообщения: 6767
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 20:18
Откуда: Горький
Авто: Ford Kuga 2R 2,5
Масло: API SP GF-6A

Исследования масел, документация, бюллетени

#114

Сообщение veles »

Презентация Афтона на тему специальных топливных присадок для очистки форсунок в двигателях с непосредственным впрыском.
https://www.umtf.de/pdf/vortrag_2017/04 ... emoval.pdf
Аватара пользователя
Vadim_Mk
Завсегдатай
Сообщения: 2576
Зарегистрирован: 25 июн 2015, 12:06
Откуда: Санкт-Петербург
Имя: Вадим
Авто: Chevy TBZ 2.8D '13/VW Polo 1.4 MPI '11
Масло: Castrol Vecton Fuel Saver 5W-30 E6/E9

Исследования масел, документация, бюллетени

#115

Сообщение Vadim_Mk »


Springer Handbook of Petroleum Technology
Chang Samuel Hsu (許強), Paul R. Robinson (eds.)
2017, Springer International Publishing

топливо, базовые масла - получение и технологии
подправил ссылку, рабочая
Последний раз редактировалось Vadim_Mk 16 авг 2018, 10:35, всего редактировалось 1 раз.
-Мне скучно, бес.
-Что делать, Фауст? Таков вам положен предел.
Ilia
Посетитель
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 05 авг 2018, 21:54
Откуда: Москва
Имя: Илья
Авто: Ford Fiesta MK7 2009 1.4л 97лс
Масло: Shell HU prof as-l 0w-20

Исследования масел, документация, бюллетени

#116

Сообщение Ilia »

Vadim_Mk, пишет файл был удален!
Аватара пользователя
Vadim_Mk
Завсегдатай
Сообщения: 2576
Зарегистрирован: 25 июн 2015, 12:06
Откуда: Санкт-Петербург
Имя: Вадим
Авто: Chevy TBZ 2.8D '13/VW Polo 1.4 MPI '11
Масло: Castrol Vecton Fuel Saver 5W-30 E6/E9

Исследования масел, документация, бюллетени

#117

Сообщение Vadim_Mk »

Thermal Stability of Synthetic Oils in Aviation Applications
B. Koch German Aerospace Research Centre, Stuttgart 1989

Испытание ПАО различной KV100 на термостабильность

Отправлено спустя 31 минуту 55 секунд:
Characterization of Thermal Stability of Synthetic and Semi-Synthetic Engine Oils
Anand Kumar Tripathi 1 and Ravikrishnan Vinu 1,2,*
Lubricants 2015, 3, 54-79; doi:10.3390/lubricants3010054

Индусы пытали товарные масла Shell Advance Ultra, 10W-40 на III группе и Shell Advance AX7, 10W-40 на смеси групп II и III

Отправлено спустя 1 час 21 минуту 42 секунды:
Synthetic Lubricants for Turbocharged Passenger Cars
D. J. Neadle Smallman Lubricants Ltd, West Midlands, England

Сравнение (как и положено :) ) ПАО с минералкой в турбине легковых авто :)
-Мне скучно, бес.
-Что делать, Фауст? Таков вам положен предел.
Аватара пользователя
Vadim_Mk
Завсегдатай
Сообщения: 2576
Зарегистрирован: 25 июн 2015, 12:06
Откуда: Санкт-Петербург
Имя: Вадим
Авто: Chevy TBZ 2.8D '13/VW Polo 1.4 MPI '11
Масло: Castrol Vecton Fuel Saver 5W-30 E6/E9

Исследования масел, документация, бюллетени

#118

Сообщение Vadim_Mk »

Исследование 1927 года от ныне компании Amoco/BP

Prediction of Flash Point of Blends of Lubricating Oils'
By E. W. Thiele * STANDARD OIL COMPANY (INDIANA), WHITING, IND.
February, 1927 INDUSTRIAL AND ENGINEERING CHEMISTRY


Отправлено спустя 4 дня 19 часов 31 минуту 35 секунд:
AAA ENGINE OIL RECEARCH
AAA Propiretary research into the differences between conventional and synthetic engine oil May 2017

Очень информативное исследование разницы между маслами группы IV (synthetic ) и группами II /III (conventional) c кучей тестов и цифрами.. Взяты пять брендов на ПАО и пять брендов на группе II/III без расшифровки торговых марок.Так же приведены данные о стоимости ТО на разных маслах, что думают сами владельцы о синтетике и не синтетике..Что удивляет - так разброс данных тестов по ПАО (привет от FP и NOACK базы), такой же как разброс между второй и третьей группы..
AAA - American Automobile Association
Последний раз редактировалось Vadim_Mk 22 авг 2018, 10:46, всего редактировалось 1 раз.
-Мне скучно, бес.
-Что делать, Фауст? Таков вам положен предел.
Аватара пользователя
veles
Модератор
Сообщения: 6767
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 20:18
Откуда: Горький
Авто: Ford Kuga 2R 2,5
Масло: API SP GF-6A

Исследования масел, документация, бюллетени

#119

Сообщение veles »

Vadim_Mk писал(а): 22 авг 2018, 10:42 удивляет - так разброс данных тестов по ПАО
Потому что не базой единой :oldman:
Аватара пользователя
Бозон Хиггса
Завсегдатай
Сообщения: 5825
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:37
Авто: C5 x7, dw10bted4
Масло: SAE40

Исследования масел, документация, бюллетени

#120

Сообщение Бозон Хиггса »

Vadim_Mk писал(а): 22 авг 2018, 10:42 Что удивляет - так разброс данных тестов по ПАО
не удивлен. Как всегда выложил и не читал. В начале в самом написано что гидрокекинг называют syntetic oil. Оттуда и разброс. Там где дно там крекинг там где норм там Пао.
только просвещение искоренит тягу к чаше Грааля и мракобесие
Ответить

Вернуться в «Общий форум»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex и 5 гостей