mvg писал(а):Теплоемкость чугуна всего лишь вдвое (примерно) меньше, чем алюминия. Можно предположить, что, при прочих равных, чугунный блок прогревается и остывает в два раза дольше.
Чуть выше ты привел данные, что теплопроводность чугуна более чем в 4 раза меньше.
Следуя твоей логике можно предположить, что, при прочих равных, чугунный блок прогревается и остывает не в 2, а 4 раза дольше
Только между материалом блока и временем набора рабочей Т нет прямолинейной зависимости.
Объясняю на пальцах.
Бензиновые моторы при прогреве работают на переобогащенной смеси (в первые минуты) или при коэф-те избытка воздуха = 1.
Дизели в первые минуты работают с к-том 1,3 а затем он доходит до 10. Т.е. фактически они работают на воздухе с большим значением эффективного КПД, и практически вся выделенная из топлива тепловая энергия у них идет на мех. потери и движение авто, в систему охлаждения отдача очень низкая - поэтому они и прогреваются очень долго и в сильные морозы даже не могут выйти на рабочую Т без доп. отопителя.
В этом процессе материал блока имеет третьестепенное значение, гораздо важнее эфф. КПД и мощность развиваемая двигателем в процессе прогрева (нагрузка).
У старых дизелей без коммонрейла и насос-форсунок был относительно низкий эфф. КПД - выше чем у бензиновых, но значительно ниже чем у современных дизелей - они работали при меньших (чем современные дизели) к-тах избытка воздуха. Да еще многие вихрекамерными были. Поэтому они прогревались быстрее чем современные дизели (ниже КПД - больше отдача теплоты в систему охлаждения) и даже в морозы в машине было тепло безо всяких вебаст.
Еще на скорость прогрева влияет исправность термостата. У многих владельцев термостаты неисправны, но они об этом не подозревают, от того и холодно в машине - часть ОЖ циркулирует по большому кругу.
Второй фактор - наличие утепления моторного отсека.
Зимой современный дизель нужно обязательно утеплять, хотя бы закрыть фронтальную часть от набегающего потока воздуха. Современные легковые дизели зимой практически не нуждаются в охлаждении, если конечно не работают постоянно в режиме больших мощностей.
Без утепления будет бездумная затрата энергии на обогрев окружающей среды - перерасход топлива