Популярные темы
Лабораторный анализ масла от 2000 руб (повышение стоимости с 01.2023)
Телеграм-канал
Низкие цены на масла! Что, где, почем ?
Какое масло мне залить ?
Заказать экспертизу масляного фильтра
Раздел по подбору и распилу фильтров
Лабораторный анализ масла от 2000 руб (повышение стоимости с 01.2023)
Телеграм-канал
Низкие цены на масла! Что, где, почем ?
Какое масло мне залить ?
Заказать экспертизу масляного фильтра
Раздел по подбору и распилу фильтров
Модификаторы вязкости
- veles
- Модератор
- Сообщения: 6767
- Зарегистрирован: 22 июн 2015, 21:18
- Откуда: Горький
- Авто: Ford Kuga 2R 2,5
- Масло: API SP GF-6A
Модификаторы вязкости
Загуститель, модификатор вязкости, Viscosity Index Improvers - один из основных компонентов товарного моторного масла, влияющий на качественные показатели готового продукта. Обсудим этот вопрос.
Начнем с основной характеристики VII - Shear Stability Index(SSI), он же индекс стабильности(устойчивости) к сдвигу.
Стабильность к сдвигу — это способность масла сохранять постоянную величину вязкости под воздействием высокой деформации сдвига при эксплуатации. При быстром скольжении поверхностей трения достигается высокая скорость течения масла в узких зазорах и появляется высокая деформация сдвига, которая вызывает деструкцию молекул полимеров (загустителей) входящих в состав масла. Устойчивость к деформации сдвига является важным показателем для масел, применяемых в современных высокоскоростных, высоконагруженных, мощных и малогабаритных двигателях.
SSI определяется соотношением потери вязкости и эффекта загущения полимерным загустителем, выраженное в %. Определяется: в Европе с помощью насос-форсунки Бош (Boschinjector), через которую 30 раз пропускается нагретое до 100°С масло и измеряется снижение вязкости (СЕС L-14-A-88), в Америке - также (ASTM D 6278) или в стендовом бензиновом двигателе CRC L-38 после 10 часовой работы (ASTM D 5119).
Пример: товарное масло изготовлено из базового масла вязкости 5 сСт с использованием загустителя, для увеличения его вязкости до 15 сСт. Вклад загустителя в изменение вязкости - 10 сСт. В процессе проведения теста вязкость товарного масла падает до 12 сСт. Постоянная потеря вязкости составляет 3 сСт. Расчет SSI модификатора вязкости ведется следующим образом: 3 сСт (падение вязкости) делится на 10 сСт (величина увеличение вязкости загустителем), в результате имеем SSI-30% .
Чем ниже SSI модификатора вязкости, тем меньше падение вязкости в процессе эксплуатации и тем более стойкое товарное масло мы получаем.
При сравнительно небольшой деформации сдвига, полимерные молекулы только раскручиваются, а после снятия напряжения, со временем, могут восстановить свою конфигурацию и вязкость. Такое снижение вязкости называется временным (temporary viscosity loss — TVL).
Начнем с основной характеристики VII - Shear Stability Index(SSI), он же индекс стабильности(устойчивости) к сдвигу.
Стабильность к сдвигу — это способность масла сохранять постоянную величину вязкости под воздействием высокой деформации сдвига при эксплуатации. При быстром скольжении поверхностей трения достигается высокая скорость течения масла в узких зазорах и появляется высокая деформация сдвига, которая вызывает деструкцию молекул полимеров (загустителей) входящих в состав масла. Устойчивость к деформации сдвига является важным показателем для масел, применяемых в современных высокоскоростных, высоконагруженных, мощных и малогабаритных двигателях.
SSI определяется соотношением потери вязкости и эффекта загущения полимерным загустителем, выраженное в %. Определяется: в Европе с помощью насос-форсунки Бош (Boschinjector), через которую 30 раз пропускается нагретое до 100°С масло и измеряется снижение вязкости (СЕС L-14-A-88), в Америке - также (ASTM D 6278) или в стендовом бензиновом двигателе CRC L-38 после 10 часовой работы (ASTM D 5119).
Пример: товарное масло изготовлено из базового масла вязкости 5 сСт с использованием загустителя, для увеличения его вязкости до 15 сСт. Вклад загустителя в изменение вязкости - 10 сСт. В процессе проведения теста вязкость товарного масла падает до 12 сСт. Постоянная потеря вязкости составляет 3 сСт. Расчет SSI модификатора вязкости ведется следующим образом: 3 сСт (падение вязкости) делится на 10 сСт (величина увеличение вязкости загустителем), в результате имеем SSI-30% .
Чем ниже SSI модификатора вязкости, тем меньше падение вязкости в процессе эксплуатации и тем более стойкое товарное масло мы получаем.
При сравнительно небольшой деформации сдвига, полимерные молекулы только раскручиваются, а после снятия напряжения, со временем, могут восстановить свою конфигурацию и вязкость. Такое снижение вязкости называется временным (temporary viscosity loss — TVL).
- Gubkin
- Администратор
- Сообщения: 19684
- Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
- Откуда: Самара
- Имя: Иосиф Виссарионович
- Авто: GAC GS8 2.0T 4WD GT
- Масло: Sintec Platinum 5W-30 (SP, C2/C3)
Модификаторы вязкости
Thickening Power - ещё одна характеристика модификатора вязкости
Показывает на сколько повысится при 100 С кинематическая вязкость масла при введении 2% Viscosity Index Improver от веса базового масла. Базовое масло должно быть от 4 до 16 сСт.
Например, присадка Afton HiTEC® 5835B имеет парметр Thickening Power at 100˚C, cSt: 6.56
Говорит о том, что если в базовое масло 4,95 сСт (при 100 С) добавить 2% (вес) данного модификатора вязкости, то конечная вязкость масла станет 4,95+6,56 = 11,51 сСт
Поведение модификатора вязкости при проведении теста стабильности на сдвиг
Engine oil viscosity index improver behaviour at extended shear stability test
https://yadi.sk/i/inUaRhzzhgrbD
Показывает на сколько повысится при 100 С кинематическая вязкость масла при введении 2% Viscosity Index Improver от веса базового масла. Базовое масло должно быть от 4 до 16 сСт.
Например, присадка Afton HiTEC® 5835B имеет парметр Thickening Power at 100˚C, cSt: 6.56
Говорит о том, что если в базовое масло 4,95 сСт (при 100 С) добавить 2% (вес) данного модификатора вязкости, то конечная вязкость масла станет 4,95+6,56 = 11,51 сСт
Поведение модификатора вязкости при проведении теста стабильности на сдвиг
Engine oil viscosity index improver behaviour at extended shear stability test
https://yadi.sk/i/inUaRhzzhgrbD
Оф.телеграм-канал сайта https://t.me/oilchoice_ru
- veles
- Модератор
- Сообщения: 6767
- Зарегистрирован: 22 июн 2015, 21:18
- Откуда: Горький
- Авто: Ford Kuga 2R 2,5
- Масло: API SP GF-6A
Модификаторы вязкости
Основные типы полимерных загустителей:
1. Полиметакрилаты (РMA)
PMA модификаторы вязкости содержат алкильные боковые цепочки, которые препятствуют образованию кристаллов воска в масле, таким образом обеспечивая превосходные свойства при низкой температуре. Поэтому помимо увеличения вязкости и индекса вязкости, эти полимеры могут также обладать свойствами депрессанта, снижая температуру застывания товарного масла.
2. Олефиновые сополимеры (OCP)
Выпускаются различные OCP, отличные, главным образом, по молекулярному весу и отношению этилена к пропилену. В среднем, содержание этилена в OCP 40-60% . Оптимальное соотношение этилен-пропилен вносит значительный вклад в эффективность загущения и низкотемпературной растворимости. Более высокое содержание этилена увеличивает вязкость растворителя, но слишком большая концентрация
приводит к кристаллизации полимера и нерастворимости при низких температурах. Помимо хороших свойств улучшения индекса вязкости, олефиновые сополимеры также обладают хорошей растворимостью и термостабильностью.
OCP-модификаторы вязкости широко используются для моторных масел благодаря их низкой стоимости и удовлетворительной эффективности.
Олефиновые сополимеры не обладают свойствами депрессантов. Для этой цели их смешивают с 2-3% обычной температурой застывания
депрессантов. Отличительной особенностью этих модификаторов вязкости является их низкая цена.
3. Гидрогенизированные сополимеры стирола-диена
В зависимости от типа диена, различают стирол-бутадиеновые (SBC) и стирол-изопреновые (SIP) полимеры.
Комбинация различных алкильных групп придает маслам, содержащим такие добавки, превосходные свойства при низкой температуре. Стирольные модификаторы вязкости использовались в маслах для энергосберегающих двигателей и по-прежнему используются в трансмиссионных маслах для автоматических коробок передач
Тест на стабильность разных типов загустителей. На примере "типичного" 15w-40
Образец А - PMA
Образецы B1-B4 - OCP
Образец С - SIP
1. Необходимая концентрация модификатора вязкости.
Стирол-изопреновые и полиметакриловые полимеры требуют наименьшей концентрации в товарном масле. Разница в концентрации с OCP достигает 20%.
2. Результаты теста на стабильность модификаторов
Как мы можем видеть, после стандартного теста на стабильность по Европейской методике с помощью насос-форсунки Бош (Boschinjector), через которую 30 раз пропускается нагретое до 100°С масло и измеряется снижение вязкости (СЕС L-14-A-88), стирол-изопреновый загуститель показал наилучшие результаты. Просадка по вязкости составила всего 6,5%. Но, при увеличении числа циклов до 90, SIP ушел в аутсайдеры и показал худший результат, уступив более дешевым олефиновым сополимерам, просадка вязкости составила более 14%.
Падение кинематической вязкости товарного масла с уровня после 30-ти кратного теста до уровня после прохождения 90-то кратного тестирования по методу СЕС L-14-A-88.
Наглядно падение вязкости товарного масла после 30-ти и 90-то кратного теста, показано на графике ниже
1. Полиметакрилаты (РMA)
PMA модификаторы вязкости содержат алкильные боковые цепочки, которые препятствуют образованию кристаллов воска в масле, таким образом обеспечивая превосходные свойства при низкой температуре. Поэтому помимо увеличения вязкости и индекса вязкости, эти полимеры могут также обладать свойствами депрессанта, снижая температуру застывания товарного масла.
2. Олефиновые сополимеры (OCP)
Выпускаются различные OCP, отличные, главным образом, по молекулярному весу и отношению этилена к пропилену. В среднем, содержание этилена в OCP 40-60% . Оптимальное соотношение этилен-пропилен вносит значительный вклад в эффективность загущения и низкотемпературной растворимости. Более высокое содержание этилена увеличивает вязкость растворителя, но слишком большая концентрация
приводит к кристаллизации полимера и нерастворимости при низких температурах. Помимо хороших свойств улучшения индекса вязкости, олефиновые сополимеры также обладают хорошей растворимостью и термостабильностью.
OCP-модификаторы вязкости широко используются для моторных масел благодаря их низкой стоимости и удовлетворительной эффективности.
Олефиновые сополимеры не обладают свойствами депрессантов. Для этой цели их смешивают с 2-3% обычной температурой застывания
депрессантов. Отличительной особенностью этих модификаторов вязкости является их низкая цена.
3. Гидрогенизированные сополимеры стирола-диена
В зависимости от типа диена, различают стирол-бутадиеновые (SBC) и стирол-изопреновые (SIP) полимеры.
Комбинация различных алкильных групп придает маслам, содержащим такие добавки, превосходные свойства при низкой температуре. Стирольные модификаторы вязкости использовались в маслах для энергосберегающих двигателей и по-прежнему используются в трансмиссионных маслах для автоматических коробок передач
Тест на стабильность разных типов загустителей. На примере "типичного" 15w-40
Образец А - PMA
Образецы B1-B4 - OCP
Образец С - SIP
1. Необходимая концентрация модификатора вязкости.
Стирол-изопреновые и полиметакриловые полимеры требуют наименьшей концентрации в товарном масле. Разница в концентрации с OCP достигает 20%.
2. Результаты теста на стабильность модификаторов
Как мы можем видеть, после стандартного теста на стабильность по Европейской методике с помощью насос-форсунки Бош (Boschinjector), через которую 30 раз пропускается нагретое до 100°С масло и измеряется снижение вязкости (СЕС L-14-A-88), стирол-изопреновый загуститель показал наилучшие результаты. Просадка по вязкости составила всего 6,5%. Но, при увеличении числа циклов до 90, SIP ушел в аутсайдеры и показал худший результат, уступив более дешевым олефиновым сополимерам, просадка вязкости составила более 14%.
Падение кинематической вязкости товарного масла с уровня после 30-ти кратного теста до уровня после прохождения 90-то кратного тестирования по методу СЕС L-14-A-88.
Наглядно падение вязкости товарного масла после 30-ти и 90-то кратного теста, показано на графике ниже
- Vadim_Mk
- Завсегдатай
- Сообщения: 2576
- Зарегистрирован: 25 июн 2015, 13:06
- Откуда: Санкт-Петербург
- Имя: Вадим
- Авто: Chevy TBZ 2.8D '13/VW Polo 1.4 MPI '11
- Масло: Castrol Vecton Fuel Saver 5W-30 E6/E9
Модификаторы вязкости
По анализу свежака мы не когда не узнаем какой там полимерный загуститель. Могу только сказать что масла для бензинок АСЕА АХ, ВХ, СХ при моторных тестах на Shear Stability гоняют 30 циклов а масла дизельные АСЕА ЕХ, МВ 218.ХХ гоняют 90,циклов, т.е в грузовые дизеля идет более устойчивая к механическим нагрузкам полимерка..
-Мне скучно, бес.
-Что делать, Фауст? Таков вам положен предел.
-Что делать, Фауст? Таков вам положен предел.
- veles
- Модератор
- Сообщения: 6767
- Зарегистрирован: 22 июн 2015, 21:18
- Откуда: Горький
- Авто: Ford Kuga 2R 2,5
- Масло: API SP GF-6A
Модификаторы вязкости
Выше диаграмма показывает, что в зависимости от типа полимерного загустителя, его дозировка для получения одной и той же вязкости, может значительно колебаться(20-30% точно)
- Gubkin
- Администратор
- Сообщения: 19684
- Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
- Откуда: Самара
- Имя: Иосиф Виссарионович
- Авто: GAC GS8 2.0T 4WD GT
- Масло: Sintec Platinum 5W-30 (SP, C2/C3)
Модификаторы вязкости
Обзор статьи https://www.lubrizol.com/ViscosityModif ... tions.html
За счет чего достигается экономичность в маслах с более высоким индексом вязкости
Эту картинку надо в масла ГУР, чтоб показать отличие вязкости в минусовые температуры ATF от PSF жидкостей (с VI ~300)
За счет чего достигается экономичность в маслах с более высоким индексом вязкости
Эту картинку надо в масла ГУР, чтоб показать отличие вязкости в минусовые температуры ATF от PSF жидкостей (с VI ~300)
Оф.телеграм-канал сайта https://t.me/oilchoice_ru
- Gubkin
- Администратор
- Сообщения: 19684
- Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
- Откуда: Самара
- Имя: Иосиф Виссарионович
- Авто: GAC GS8 2.0T 4WD GT
- Масло: Sintec Platinum 5W-30 (SP, C2/C3)
Модификаторы вязкости
228.31, 228.5, 228.51 - 90 циклов
229.5, 229.51, 229.52 - 90 циклов
VDS-4 - 90 циклов
ACEA E6, E7, E9 - 90 циклов
Оф.телеграм-канал сайта https://t.me/oilchoice_ru
- Gubkin
- Администратор
- Сообщения: 19684
- Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
- Откуда: Самара
- Имя: Иосиф Виссарионович
- Авто: GAC GS8 2.0T 4WD GT
- Масло: Sintec Platinum 5W-30 (SP, C2/C3)
Модификаторы вязкости
Модификатор вязкости Magnum SV применяемый в маслах ТНК и Роснефть
Источник http://www.slideshare.net/vmmvmm/pass-oil
Источник http://www.slideshare.net/vmmvmm/pass-oil
Оф.телеграм-канал сайта https://t.me/oilchoice_ru
- Gubkin
- Администратор
- Сообщения: 19684
- Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
- Откуда: Самара
- Имя: Иосиф Виссарионович
- Авто: GAC GS8 2.0T 4WD GT
- Масло: Sintec Platinum 5W-30 (SP, C2/C3)
Модификаторы вязкости
Немного информации о разработке новых модификаторов вязкости от Infenium
Более вязкая база, меньше модификатора... в итоге лучшие характеристики низкотемпературных свойств
Более вязкая база, меньше модификатора... в итоге лучшие характеристики низкотемпературных свойств
Оф.телеграм-канал сайта https://t.me/oilchoice_ru
- Vadim_Mk
- Завсегдатай
- Сообщения: 2576
- Зарегистрирован: 25 июн 2015, 13:06
- Откуда: Санкт-Петербург
- Имя: Вадим
- Авто: Chevy TBZ 2.8D '13/VW Polo 1.4 MPI '11
- Масло: Castrol Vecton Fuel Saver 5W-30 E6/E9
Модификаторы вязкости
Что то очень очень малое в % соотношении содержание загустителей, прямо какие то доли % а не проценты как ранее... Что то не верится
-Мне скучно, бес.
-Что делать, Фауст? Таков вам положен предел.
-Что делать, Фауст? Таков вам положен предел.
Модификаторы вязкости
тут может загуститель в чистом виде, а не в присадке на минеральной базе. где-то видел что в присадке самого загустителя 10%, то получим 6,5% и 5,5%
-
- Новичок
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 24 сен 2022, 18:55
Модификаторы вязкости
Доброго времени суток! Подскажите, где взять такое?
- Gubkin
- Администратор
- Сообщения: 19684
- Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
- Откуда: Самара
- Имя: Иосиф Виссарионович
- Авто: GAC GS8 2.0T 4WD GT
- Масло: Sintec Platinum 5W-30 (SP, C2/C3)
Модификаторы вязкости
SANTIAGOOOS, у производителей присадок ) ну либо загустители-присадки у вторичных фирм )
Оф.телеграм-канал сайта https://t.me/oilchoice_ru
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: Applebot/0.1, CCBot/2.0 и 2 гостя