Начнем с основной характеристики VII - Shear Stability Index(SSI), он же индекс стабильности(устойчивости) к сдвигу.
Стабильность к сдвигу — это способность масла сохранять постоянную величину вязкости под воздействием высокой деформации сдвига при эксплуатации. При быстром скольжении поверхностей трения достигается высокая скорость течения масла в узких зазорах и появляется высокая деформация сдвига, которая вызывает деструкцию молекул полимеров (загустителей) входящих в состав масла. Устойчивость к деформации сдвига является важным показателем для масел, применяемых в современных высокоскоростных, высоконагруженных, мощных и малогабаритных двигателях.
SSI определяется соотношением потери вязкости и эффекта загущения полимерным загустителем, выраженное в %. Определяется: в Европе с помощью насос-форсунки Бош (Boschinjector), через которую 30 раз пропускается нагретое до 100°С масло и измеряется снижение вязкости (СЕС L-14-A-88), в Америке - также (ASTM D 6278) или в стендовом бензиновом двигателе CRC L-38 после 10 часовой работы (ASTM D 5119).

Пример: товарное масло изготовлено из базового масла вязкости 5 сСт с использованием загустителя, для увеличения его вязкости до 15 сСт. Вклад загустителя в изменение вязкости - 10 сСт. В процессе проведения теста вязкость товарного масла падает до 12 сСт. Постоянная потеря вязкости составляет 3 сСт. Расчет SSI модификатора вязкости ведется следующим образом: 3 сСт (падение вязкости) делится на 10 сСт (величина увеличение вязкости загустителем), в результате имеем SSI-30% .
Чем ниже SSI модификатора вязкости, тем меньше падение вязкости в процессе эксплуатации и тем более стойкое товарное масло мы получаем.
При сравнительно небольшой деформации сдвига, полимерные молекулы только раскручиваются, а после снятия напряжения, со временем, могут восстановить свою конфигурацию и вязкость. Такое снижение вязкости называется временным (temporary viscosity loss — TVL).