Хотя силикаты и являются эффективными ингибиторами коррозии, но в больших концентрациях они способны ухудшать теплоотвод за счет низкой теплопроводности образующейся защитной пленки. В условиях повышенных температур силикаты превращаются в гелеобразные нерастворимые соединения, забивающие узкие каналы системы охлаждения автомобиля. Это особо критично для двигателей, эксплуатирующихся в тяжелых условиях (например, мощные легковые и грузовые автомобили). Технические требования Американской ассоциации по испытанию материалов ASTM D4985 и система нормативов концерна Volkswagen G12, разработанные для тяжелой техники, не допускают присутствие силикатов в охлаждающих жидкостях.
http://catalog.autodela.ru/good/view/12934
Пакеты присадок охлаждающих жидкостей, произведенных по традиционной технологии, состоят из композиций солей неорганических кислот (силикатов, нитритов, нитратов, аминов, боратов, фосфатов). Силикаты отвечают в основном за антикоррозионную защиту алюминия (см. рис.1). Нитриты защищают от кавитационной эрозии.
http://umi.himik.ru/tehnologiya/develop ... echnology/
Недостатком охлаждающих жидкостей, произведенных по традиционной технологии (на основе неорганических соединений), является неспособность присадок защищать алюминий при температурах свыше 105ºС и при высоких тепловых потоках, а также образование осадков и нерастворимых частиц, ухудшающих теплообмен и засоряющих радиатор.
Тема перегрева, по сути, всех агрегатов под капотом была одной из главных в Taurus Club
http://wiki.taurus-club.ru/index.php/%D ... 1%86%D0%B0 лет 9 назад. Сам намучился по самое не балуй. Температуры в легкую уходили за означенные 105ºС. Рвало патрубки (и летом, и зимой), радиаторы менялись, как колодки..., что китайские, что оригинальные, хотя с последними проблем было меньше. Основной антифриз, что тогда применялся и был доступен на рынке - AGA Z65. Повышенная концентрация этиленгликоля позволяла не закипеть, но в целом ситуацию не меняла.
Радикальное решение: переход на карбоксилатный антифриз (тогда они только появились в России, материли их по полной

), замена термостата на более холодный, изменение схемы управления термостатированием ниже 100ºС (до 95ºС, см диаграмму выше) и снижения давления в системе охлаждения.
В части "гелеобразные нерастворимые соединения" - могу подтвердить, имели место. На внутренних поверхностях легко обнаруживались на ощупь. На счет нерастворимости не знаю, за сезон все отмылось карбоксилатным антифризом.
Отсюда вопрос -
конструкторы форда не знали, что теплопроводность водного антифриза резко снижается при достижении порога 100ºС, аж в 8 раз при 102ºС !?
И еще момент, после снижения температуры ДВС перестала бесконечно ломаться АКПП. Помог и дополнительный масляный "радиатор" от газели.
"Масложором
по уровню" движки особо не страдали. Уровень масла мог и подрасти...

Свежее масло чернело очень быстро, что-то мыло, наверное

При понижении температуры чрезмерное "моющее" усердие исчезло, появился расход масла!