PAO - рассвет
Добавлено: 23 мар 2023, 22:29
Dedicated to bmwserv_ICE
В своебразном виде эту тему начал Сергей (bmwservice). Хочу отдать его труду должное, и дополнить эту историю публичными материалами по теме и самой историей.
Разговоры о PAO ведутся на форумах уже много лет. С завидной регулярностью то в одной месте, то в другой месте появляются "любители PAO" и даже "фанатики PAO".
Интересно тут то, что изначально Mobil продвигал другие три буквы (не Р-А-О) для пилотной продажи PCMO на основе PAO. Надо отметить, что те три буквы от Mobil звучали умнее и точнее чем PAO. А буквы P-A-O чаще продвигали маркетологи конкурентов Mobil, пытаясь создать ореол волшебства именно вокруг трех букв PAO. Слащавое маркетинговое название для синтетических paraffins.
Mobil же поступил умнее, очень быстро поняв, что важнее букв - "главная цифра".
Принятое название с "тремя буквами" PAO - это скорее историческое искажение названия, так как олефинам в PCMO особо нет места:
1. Являются ли базовые масла PAO олефинами?
- Нет, так как PAO насыщены водородом. PAO — это попытка создать синтетический чистый paraffin.
2. Является ли PAO попыткой искусственно создать лучшую часть минеральных масел?
- Да, PAO - это попытка создать чистые парафины.
Минусы PAO в этой заметке разбирать не стоит. О минусах PAO уже написано много.
Так или иначе, XOM (Exxonmobil) остается главным лидером PAO-разработок - как по объемам производства базовых масел, так и по технологическому и инновационному лидерству среди PAO-содержащих PCMO вообще.
Кстати, что мы сейчас называем PAO, имеет довольно долгую предысторию. Поэтому надо сразу начасть с того PAO, что "пошло в тираж". Авторство, в общем, за двумя ключевыми людьми.
Об одном из этих людей и одном из двух великих отцов PAO уже писал Арнольд (его заметка о Dr. Ronald Shubkin).
В целом упомянутый Dr. Ronald Shubkin действительно является ключевой фигурой как в производстве, так и в пропаганде PAO. Как инженер и как пропагандист он много сделал: продвигал "свое детище" много лет, до самой смерти, изо всех сил (он ушел из жизни осенью 2022 года). Он действовал даже не имея прямой выгоды, просто как энтузиаст и любящий отец. Однако работа Ronaldа, теоретика, инженера и изобретателя, в Ethyl не позволила ему реализовать то, что сделал "Второй Отец". Просто Ethyl, где тогда работал Рональд, не уделяла большого внимания PCMO.
"Второй отец" не был знаменитостью и не был пропагандистом. Но именно он, действуя в тени PAO, оказался главной фигурой. Скрытая временем легенда. Имя "второго отца" — Dr. James A. Brennan (Mobil Oil Research and Development).
И Ronald, и James оба упорно трудились, куя экскалибур победы над "грязными минералками". Заслуги обоих "отцов" велики. Но именно James и его работодатель Mobil практически стали создателями "критической массы" этой субстанции для PCMO.
Затем уже конкуренты только и делали, что пытались повторить успех Mobil на этом поприще. Ведь это настоящее искусство создать из пустоты новый бренд достаточно недешевых, но массовых "синтетических масел" Mobil 1.
Самая яркая часть истории началась с нефтяного кризиса 1973 года. До 1973 года понятие "синтетическое масло" не было пустым звуком. Правда, если просмотреть всю периодику 1950-1972 годов, то окажется, что слово "синтетика" применимо к PCMO чаще всего упоминалось в связи с Германией 1940-х годов. Вообще, "синтетикой" занимались и после войны. Было довольно много синтетических базовых масел и много разных попыток создать новую "синтетику". Только готовое масло PCMO на основе синтетических углеводородов невозможно было купить до 1973 года. Это несмотря на то, что PAO не возникло резко в 1973 г., у PAO была длинная и скучная предыстория из 1950-х годов.
И вот - случилось! Нельзя точно сказать, кризис ли 1973 года заставил несколько компаний сразу же активизировать свои усилия в этой области, или же сложился пазл. Есть веские аргументы в пользу кризиса, но есть и аргументы в пользу целой цепочки совпадений и попыток сложить пазл. Однако главным событием "синтетического рынка" стали новости от Mobil:
Первым продуктом было заявлено масло Mobil SHC (здесь скорее правильные три буквы - SHC). Это был первый в мире серийно выпускаемый PAO-продукт. Интересно, что ускоренными темпами этот продукт сразу же появился в рекламе и даже в редкой продаже - в США, Британии, Германии, Франции, Италии. Только через 9 лет масло Gulf Super Duty II будет заявлено третьим более-менее доступным продуктом на базе PAO.
Второе PAO-масла конца 1970х мы рассматривать не будем. Там ушлые ребята удачно пристроились за Mobil.
Несмотря на то, что масла Gulf на базе PAO не продавались в большом объеме, хотя и стали "третьим PAO", компания Gulf так или иначе внесла огромный вклад в развитие PAO. Gulf - это почти такие же, как "отцы" Ronald и James.
И главная "заслуга" Gulf в том, что именно благодаря первоначальным усилиям Gulf этим базам были присвоены три буквы PAO. Уж больно красиво звучит - PolyAlphaOlefin. На Эллочку-ситечком или на туземца-бусами: PAO - звучит загадочно и притягательно. В вопросе звучания - заслуга Gulf велика. К первой половине 1980-х объем продаж PCMO на базе PAO от Gulf фактически уступал даже мизерным продажам "второго игрока" (блендера). Продаж PAO-масла у Gulf толком не случилось. А вот три буквы P-A-O усилиями Gulf закрепились.
Вернемся к Mobil SHC - отличный старт и выбор правильного пути.
В своебразном виде эту тему начал Сергей (bmwservice). Хочу отдать его труду должное, и дополнить эту историю публичными материалами по теме и самой историей.
Разговоры о PAO ведутся на форумах уже много лет. С завидной регулярностью то в одной месте, то в другой месте появляются "любители PAO" и даже "фанатики PAO".
Интересно тут то, что изначально Mobil продвигал другие три буквы (не Р-А-О) для пилотной продажи PCMO на основе PAO. Надо отметить, что те три буквы от Mobil звучали умнее и точнее чем PAO. А буквы P-A-O чаще продвигали маркетологи конкурентов Mobil, пытаясь создать ореол волшебства именно вокруг трех букв PAO. Слащавое маркетинговое название для синтетических paraffins.
Mobil же поступил умнее, очень быстро поняв, что важнее букв - "главная цифра".
Принятое название с "тремя буквами" PAO - это скорее историческое искажение названия, так как олефинам в PCMO особо нет места:
1. Являются ли базовые масла PAO олефинами?
- Нет, так как PAO насыщены водородом. PAO — это попытка создать синтетический чистый paraffin.
2. Является ли PAO попыткой искусственно создать лучшую часть минеральных масел?
- Да, PAO - это попытка создать чистые парафины.
Минусы PAO в этой заметке разбирать не стоит. О минусах PAO уже написано много.
Так или иначе, XOM (Exxonmobil) остается главным лидером PAO-разработок - как по объемам производства базовых масел, так и по технологическому и инновационному лидерству среди PAO-содержащих PCMO вообще.
Кстати, что мы сейчас называем PAO, имеет довольно долгую предысторию. Поэтому надо сразу начасть с того PAO, что "пошло в тираж". Авторство, в общем, за двумя ключевыми людьми.
Об одном из этих людей и одном из двух великих отцов PAO уже писал Арнольд (его заметка о Dr. Ronald Shubkin).
В целом упомянутый Dr. Ronald Shubkin действительно является ключевой фигурой как в производстве, так и в пропаганде PAO. Как инженер и как пропагандист он много сделал: продвигал "свое детище" много лет, до самой смерти, изо всех сил (он ушел из жизни осенью 2022 года). Он действовал даже не имея прямой выгоды, просто как энтузиаст и любящий отец. Однако работа Ronaldа, теоретика, инженера и изобретателя, в Ethyl не позволила ему реализовать то, что сделал "Второй Отец". Просто Ethyl, где тогда работал Рональд, не уделяла большого внимания PCMO.
"Второй отец" не был знаменитостью и не был пропагандистом. Но именно он, действуя в тени PAO, оказался главной фигурой. Скрытая временем легенда. Имя "второго отца" — Dr. James A. Brennan (Mobil Oil Research and Development).
И Ronald, и James оба упорно трудились, куя экскалибур победы над "грязными минералками". Заслуги обоих "отцов" велики. Но именно James и его работодатель Mobil практически стали создателями "критической массы" этой субстанции для PCMO.
Затем уже конкуренты только и делали, что пытались повторить успех Mobil на этом поприще. Ведь это настоящее искусство создать из пустоты новый бренд достаточно недешевых, но массовых "синтетических масел" Mobil 1.
Самая яркая часть истории началась с нефтяного кризиса 1973 года. До 1973 года понятие "синтетическое масло" не было пустым звуком. Правда, если просмотреть всю периодику 1950-1972 годов, то окажется, что слово "синтетика" применимо к PCMO чаще всего упоминалось в связи с Германией 1940-х годов. Вообще, "синтетикой" занимались и после войны. Было довольно много синтетических базовых масел и много разных попыток создать новую "синтетику". Только готовое масло PCMO на основе синтетических углеводородов невозможно было купить до 1973 года. Это несмотря на то, что PAO не возникло резко в 1973 г., у PAO была длинная и скучная предыстория из 1950-х годов.
И вот - случилось! Нельзя точно сказать, кризис ли 1973 года заставил несколько компаний сразу же активизировать свои усилия в этой области, или же сложился пазл. Есть веские аргументы в пользу кризиса, но есть и аргументы в пользу целой цепочки совпадений и попыток сложить пазл. Однако главным событием "синтетического рынка" стали новости от Mobil:
Первым продуктом было заявлено масло Mobil SHC (здесь скорее правильные три буквы - SHC). Это был первый в мире серийно выпускаемый PAO-продукт. Интересно, что ускоренными темпами этот продукт сразу же появился в рекламе и даже в редкой продаже - в США, Британии, Германии, Франции, Италии. Только через 9 лет масло Gulf Super Duty II будет заявлено третьим более-менее доступным продуктом на базе PAO.
Второе PAO-масла конца 1970х мы рассматривать не будем. Там ушлые ребята удачно пристроились за Mobil.
Несмотря на то, что масла Gulf на базе PAO не продавались в большом объеме, хотя и стали "третьим PAO", компания Gulf так или иначе внесла огромный вклад в развитие PAO. Gulf - это почти такие же, как "отцы" Ronald и James.
И главная "заслуга" Gulf в том, что именно благодаря первоначальным усилиям Gulf этим базам были присвоены три буквы PAO. Уж больно красиво звучит - PolyAlphaOlefin. На Эллочку-ситечком или на туземца-бусами: PAO - звучит загадочно и притягательно. В вопросе звучания - заслуга Gulf велика. К первой половине 1980-х объем продаж PCMO на базе PAO от Gulf фактически уступал даже мизерным продажам "второго игрока" (блендера). Продаж PAO-масла у Gulf толком не случилось. А вот три буквы P-A-O усилиями Gulf закрепились.
Вернемся к Mobil SHC - отличный старт и выбор правильного пути.