Модификаторы трения

Обсуждения, FAQ, техническая информация, фотографии двигателей
Аватара пользователя
veles
Модератор
Сообщения: 6767
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 21:18
Откуда: Горький
Авто: Ford Kuga 2R 2,5
Масло: API SP GF-6A

Модификаторы трения

Сообщение veles »

Модификаторы трения, или антифрикционные присадки, вводят в состав энергосберегающих моторных масел, обеспечивающих экономию топлива путем снижения трения и повышения КПД двигателей. Обычно используют твердые тонко диспергированные дисульфид молибдена, коллоидальный графит, политетрафторэтилен, ацетаты и бораты металлов, а также маслорастворимые эфиры жирных кислот и органические соединения молибдена. Механизм действия основан на адгезии твердых частиц на смазываемых поверхностях и образовании сплошного слоя с низким коэффициентом трения.
Модификаторы трения изменяют фрикционные свойства масла между двумя трущимися поверхностями. Эти присадки предотвращают образование задиров, сокращают износ и шум, а также помогают предотвратить точечное выкрашивание в случае использования в маслах для промышленных трансмиссий.
Модификаторы трения обычно применяются в моторных маслах для бензиновых двигателей, жидкостях для автоматических и механических трансмиссий, в рабочих жидкостях тракторных гидравлических систем, гидроусилителях рулевого управления, в жидкостях для амортизаторов, а также в жидкостях для металлообработки. При использовании в жидкостях для автоматических трансмиссий и смазках для мостов с самоблокирующимся дифференциалом модификаторы трения управляют величиной крутящего момента, передаваемого через зацепления муфты и ремня.
С химической точки зрения, модификаторы трения представляют собой органические или неорганические соединения, которые высаживаются из масла или топлива на поверхности трущихся деталей и образуют на них пленку с очень низким коэффициентом трения, устойчивую к действию высоких температур, нагрузок и агрессивных сред, в частности воды и смазочного масла.
Наиболее широко применяемым модификатором трения в современных маслах и смазках ,являются органические соединения Mo - диалкилдитиокарбамат молибдена MoDTC и дитиофосфат молибдена MoDTP.
MoDTC применяется в основном, в моторных и гидравлических маслах. Дитиофосфат молибдена MoDTP лучше показывает себя в трансмиссионных маслах.
Самым современным вариантом MoDTC, является разработка компании Infineum - трехядерный MoDTC. В отличии от двухядерного молибдена, применяемого в старых и/или дешевых рецептурах, которые можно встретить у Азиатских производителей, например Idemitsu, эффективная дозировка трехядерного молибдена меньше в разы и редко превышает 50-100 ppm.

Сравнение двух- и трехядерного MoDTC в одинаковых концентрациях, а так же с маслом без модификаторов трения
Изображение

Снижение концентрации трехядерного MoDTC не ведет к снижению коэффициента трения, при высоких температурах(температурах работы модификаторов трения)
Изображение

Трехядерный MоDTC оказывает значительное влияние на снижение износа даже в небольших концентрациях
Изображение

Покрытие металла разными типами MoDTC
Изображение

Синергический эффект использования противоизносных присадок ZDDP/ZDTP совместно с MoDTC. Помимо улучшения антифрикционных свойств, показанных на рисунке ниже, присутствует и снижение износа.
Изображение

Любителям же подправить рецептуру масла, вводом модификаторов трения в товарное масло, следует помнить:
У каждого производителя своя философия и ее приложение на определенные задачи. Некоторые производители, например, не любят молибден ни в какой форме, т.к. даже его растворимые формы превращаются в конце концов в MoS2. Мы, как простые потребители, не можем точно знать задачи производителя и по каким принципам он создает продукт, и, соответственно, объективно оценивать состав. Большинство современных присадок являются многофункциональными, но есть, как правило, основная функция и второстепенная или второстепенные функции. Какую роль (и в каком диапазоне) молибдену отводит производитель в том или ином случае мы можем оценивать только в первом приближении, т.к. очень сложно оценить взаимодействие молибдена с другими присадками (а имеет место как синергетическое, так и антагонистическое взаимодействие) и работу молибдена в зависимости от базового масла. Например, взаимодействие с ZDDP. Последний представляет собой целый класс - где-то 12 разновидностей или больше, если считать такую форму как F-ZDDP , и часто используется какая-то комбинация. Взаимодействие, естественно, разное. В общем, считается, что присутствие ZDDP усиливает эффективность соединений молибдена, однако, с другой стороны, молибден мешает ZDDP. Свойства же базовых масел тоже играют важную роль. Например, в ПАО молибдену проще активироваться, чем в эстерах. И так много чего. Составить выигрышную композицию очень сложно, т.к. изменение одного компонента тянет другое.
Аватара пользователя
veles
Модератор
Сообщения: 6767
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 21:18
Откуда: Горький
Авто: Ford Kuga 2R 2,5
Масло: API SP GF-6A

Модификаторы трения

Сообщение veles »

О дополнительных модификаторах трения, предлагаемых к использованию в моторных маслах сторонними организациями:
Логически оправдано разделение добавок по структуре и свойствам основных активных компонентов, воздействующих на двигатель. Следует выделить такие группы:

Реметаллизаторы поверхностей трения.
Полимеросодержащие антифрикционные препараты.
Геомодификаторы, ремонтно-восстановительные составы.
Кондиционеры металлов.
Слоистые добавки.
Нанодобавки.

Реметаллизаторы или металлоплакирующие композиции, это особый класс препаратов, базирующийся на аспектах теории самоорганизации (открытии российских ученых Д.Н.Гаркунова и И.В.Крагельского) – явлении избирательного переноса. Механизм действия реметаллизаторов заключается в металлоплакировании трущихся поверхностей (образовании тончайших металлических слоев – сервовитной пленки) вследствии осаждения металлических компонентов, входящих в состав реметаллизаторов во взвешенном или ионном виде. При их применении частично восстанавливаются микродефекты, снижается коэффициент трения, значительно повышается износостойкость плакированных поверхностей. Из отрицательных последствий применения металлоплакирующих добавок следует отметить возможность потери подвижности поршневых колец, увеличение окислительных свойств масла, увеличение нагарообразования, выход из строя каталитических нейтрализаторов.
Полимеросодержащие антифрикционные препараты, включающие в свой состав политетрафторэтилен, поверхностно – активный фторопласт – 4, силикон, перфторполиэфир карбоновой кислоты (эпилам) и некоторые другие полимерные вещества. В настоящее время наиболее распространены препараты этой группы на основе политетрафторэтилена (ПТЭФ) или тефлона. Это обусловлено уникальным сочетанием его свойств: высокая пластичность, химическая и термическая стойкость, высокие антифрикционные возможности, особенно при высоких удельных нагрузках. По данным изготовителей, в процессе обработки ПТЭФ покрывает трибосопряжения, что заменяет трение металл по металлу на полимер по полимеру. Вместе с этим тефлон – теплоизолятор, и наличие тефлонового слоя на стенках камеры сгорания ведет к существенному росту температур газа в цилиндре. С одной стороны, это хорошо, поскольку увеличивается эффективность работы двигателя и снижается выброс СО и СН, с другой – наблюдается практически двукратный рост выхода окислов азота в отработавших газах. Вдобавок наличие фторсодержащих частиц тефлона в зоне горения приводит к образованию в отработавших газах следов ядовитого фосгена. Именно поэтому применение таких препаратов резко ограничено в США и Западной Европе. Отмечены также случаи, когда длительное использование тефлоновых препаратов приводит к закоксованию поршневых колец и, как следствие, перегреву поршней и выходу силового агрегата из строя.
Добавки на основе минералов естественного и искусственного происхождения получили наименование геомодификаторов, ремонтно-восстановительных составов или ревитализаторов или ревиталлизаторов. По своему химическому и фазовому составу они в основном представляют собою смесь измельченного и модифицированного силиката магния – серпентина, являющего формой целого ряда минеральных руд. Действие ремонтно-восстановительных составов (РВС), содержащих минеральные присадки, базируется на уникальных свойствах порошка серпантивита (змеевика), открытых в СССР при бурении сверхглубоких скважин на Кольском полуострове. Тогда неожиданно обнаружилось, что при прохождении слоев горных пород, насыщенных минералом серпантивитом, ресурс режущих кромок бурового инструмента резко увеличивается. Дальнейшие исследования показали, что серпантивит в зоне контакта бура с горной породой разлагается с выделением большого количества тепловой энергии, под воздействием которой происходит разогрев металла, внедрение в его структуру микрочастиц минерала и образование композитной металлокерамической структуры (металл-минерал), обладающей очень высокой твердостью и износостойкостью. В настоящее время предпринимаются многочисленные попытки применить порошки серпантивита для обработки двигателя. Обработка поверхностей трения в моторе действительно наблюдается – происходит микрошлифовка поверхностей цилиндров, растет компрессия, падает скорость износа. Однако, при применении РВС, двигатель теряет температурную стабильность. Так как на пути основного теплоотвода от поршня через поршневые кольца появляется тепловое сопротивление – металлокерамический слой. Помимо этого, в процессе приработки двигателя с РВС из-за резко возросших температур цилиндра значительно увеличивается расход масла, и достаточно часто отпускаются термофиксированные поршневые кольца. В парах трения «шейка коленчатого вала - вкладыш подшипника» происходит не микрошлифовка поверхности с образованием защитного слоя, а абразивный износ, при котором твердые частицы минералов внедряются в мягкие поверхности, нарушая их структуру и ухудшая условия формирования смазочных слоев.
К отдельной группе ремонтно-восстановительных составов относятся кондиционеры металлов, добавки на базе поверхностно и химически активных веществ. Смысл словосочетания «кондиционер металла» можно интерпретировать как препарат и механизм воздействия на процессы трения и изнашивания, позволяющие восстанавливать антифрикционные и противоизносные свойства, а так же химический состав и состояние поверхностей трения за счет введения поверхностно активных веществ. Одним из главных компонентов автомобильных кондиционеров металлов являются галогенированные производные углеводородов, являющиеся соединениями полученные замещением в структурной формуле углеводорода одного или более атомов галогена (хлора, фтора, брома, йода) равным числом атомов водорода. Кондиционирование металла заключается в пластифицированнии активными веществами добавки и формировании на ней тончайшей слоя, по своим свойствам близкого к сервовитной пленке. Ионизированные молекулы кондиционеров металлов, проникая внутрь металлической поверхности, изменяют ее структурный состав и, следовательно, прочностные и антифрикционные свойства. При этом контактирующие друг с другом участки покрываются достаточно устойчивым полимерным и полиэфирным покрытием, создавая эффект Вессбауэра (образование прочного покрытия, «масляной шубы», способного исключить непосредственный контакт трущихся поверхностей), что позволяет существенно снизить потери на трение и интенсивность изнашивания. Данной группе добавок в полной мере присущи те же недостатки, что и у геомодификаторов.
Слоистые добавки включают в свой состав элементы с низким усилием сдвига между слоями – дисульфиды молибдена (MoS2), вольфрама (WS2), тантала (TaS2), ниобия (NbS2), диселиниты молибдена (MoSe2), титана (TiSe2), ниобия (NbSe2), трисульфид молибдена (MoS3), графит (С), нитрид бора (BN – белый графит) и некоторые другие [2]. Механизм их действия основан на том, что например, в кристаллической решетке графита атомы углерода расположены в параллельных плоскостях, отстоящих друг от друга более чем на 0,345 нм, а в каждом слое они размещены в вершинах правильных шестиугольников с длинной сторон 0,142 нм. Так как силы взаимного притяжения между атомами тем меньше, чем больше расстояния между ними, то атомные связи в слоях значительно сильнее, чем между слоями. Это позволяет графиту при трении без особых усилий смещаться вдоль слоев, разделяя трущиеся поверхности. Такая структура определяет специфические свойства графита – низкую твердость и способность легко расслаиваться на мельчайшие чешуйки, что обуславливает применение его в качестве противозадирного и противоизносного элемента. При работе слоистый материал заполняет микронеровности поверхностей трения, снижая износ трущихся поверхностей. Аналогичную структуру имеют дисульфид молибдена и нитрид бора. Применение слоистых препаратов в качестве добавок имеет ряд особенностей: под воздействием кислорода происходит распад дисульфида, а попадающая вода способствует образованию серной кислоты. Так же необходимо отметить, что продукты окисления дисульфидов состоят из оксидов, обладающих высокой абразивной способностью, и серы – коррозионно-активного компонента [3].
В отдельную и специфическую группу следует вынести препараты, содержащие в своем составе наночастицы (1 нм = 10-9 м) – наноалмазы, фуллерены. Данные нанодобавки содержат смесь наноалмазов и наночастиц политетрафторэтилена с повышенной поверхностной энергией, находящихся в масле в виде нанокасул. При работе двигателя нанокапсулы образуют на металлических поверхностях устойчивую к истиранию при температурах до 500 0 С фторопластовую пленку, армированную наноалмазами [3]. Пленка обладая свойствами твердой смазки равномерно заполняет все неровности металла, снижая потери на трение и износ. Проблемным вопросом использования нанодобавок являются стабильность в смазочных материалах. Нанотехнологии таят в себе ряд опасностей, в том числе и не исследованных. Так, наночастицы могут проникать через кожу человека и накапливаться во внутренних органах.

Таким образом, применение дополнительных добавок к стандартным моторным маслам необходимо рассматривать как способ повышения защиты двигателя при эксплуатации его в экстремальных условиях или при уже ухудшенном техническом состоянии. Для исправного двигателя, эксплуатируемого в штатных режимах, использование качественного масла и сокращение срока его замены представляется более оптимальным вариантом, чем передозировка масла дополнительными добавками. Для изношенных двигателей применение добавок к маслу оправданно при взвешенном и разумном отношении к этому способу воздействия на механизм, эффективность использования таких присадок зависит от точности диагностики механизма и от грамотности их применения. Дополнительные присадки к моторным маслам позволяют замедлить деструктивные процессы в двигателе и продолжить эксплуатацию автомобиля при повреждениях систем смазки, охлаждения, применении топлив и масел не соответствующих химмотологическим картам, минимизировать износы при эксплуатации в условиях низких и высоких температур окружающего воздуха.
Специально для «Авиталь» Михаил Меньшиков.
Подполковник, заместитель начальника отдела исследований испытаний силовых установок 21 НИИИ Автомобильной техники Минобороны России.
Отсюда - http://a-vital.ru/prisadki-i-dobavki-k- ... aslam.html
Руслан
Завсегдатай
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 16:48
Имя: Руслан
Авто: sg9

Модификаторы трения

Сообщение Руслан »

Вот классификация по составам какие бывают типы, основные здесь - http://innex.ru/fcatalog/info/106

1. Легирующие смазочные материалы - На основе металлсодержащих компонентов(порошки металлов, сплавов, соединений и окислов металлов). Представители - РиМЕТ, Lubriflm metall, Моливан, МКФ-18.
2. Органические добавки - антифрикционные присадки (ПАВ, ПТФЭ) – адсорбирующие или хемосорбирующие на металлических поверхностях. Форум, Slider-2000.
3. Металлооргани-ческие составы (растворенные в органических кислотах металлы) - Металлоплакирование, в том числе для осуществления избирательного переноса при трении. - КТЦМС-1, СУРМ, SMT2, FENOM.
4. Геомодификаторы - Металлокерамические или стеклокерамические комплексы на основе природных минералов. НИОД-2, НИОД-5, ХАДО,Трибо,Форсан
5. Органо-металлокерами-ческие составы - Металлокерамические или стеклокерамические комплексы на основе природных минералов с добавлением эпиламов или сухих спиртов. - АРВК, РВС, РВС-ипи, Супротек
6. Минерально-каталитические системы - Малорастворимые, коллоидные, гомогенно-гетерогенные катализаторы с
дисперсно-упрочняющими системами, изготовленными по нано- пикомультиплетным технологиям.- Ормекс.

П.С. Дисульфиды не в коем случае добавлять НЕЛЬЗЯ из за серы в первую очередь получим коррозию клапанов и подложки, зато правильно и самостоятельно можно добавлять - диселиниты молибдена (MoSe2), титана (TiSe2), ниобия (NbSe2), Вольфрама!
Аватара пользователя
veles
Модератор
Сообщения: 6767
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 21:18
Откуда: Горький
Авто: Ford Kuga 2R 2,5
Масло: API SP GF-6A

Модификаторы трения

Сообщение veles »

Руслан писал(а): диселиниты
Кто из производителей их использует?
Руслан
Завсегдатай
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 16:48
Имя: Руслан
Авто: sg9

Модификаторы трения

Сообщение Руслан »

Из производителей масел? Из масел НЕ знаю, меня это в этом смысле не волнует, у них рентабельность всегда на первом месте, думаю что ни кто! А вот что касается правильности использования Диселенита, то информация проверенная из "первоисточника", повысит коррозийную стойкость и НЕ будет проблем, информация на много денег ;)
П.С. Но стеллит лучше естественно! Это специальная литература в интернете ее практически НЕ найти, по крайней мере на русско-язычной стороне!
Аватара пользователя
veles
Модератор
Сообщения: 6767
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 21:18
Откуда: Горький
Авто: Ford Kuga 2R 2,5
Масло: API SP GF-6A

Модификаторы трения

Сообщение veles »

Руслан писал(а): Из производителей масел?
Из производителей присадок.
Руслан
Завсегдатай
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 16:48
Имя: Руслан
Авто: sg9

Модификаторы трения

Сообщение Руслан »

Производители этого могут не знать, сплавами занимаются специалисты серьезные а не абы как :) в Питере не используют по тому как все компоненты "натуральные" еще и обогащенные по технологии, а это уже другой уровень в эффективности, другой порядок. Сравните коэф. трения - стеллит -0,003-0,005, у супротека на скол ко я знаю 0,1....
Аватара пользователя
veles
Модератор
Сообщения: 6767
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 21:18
Откуда: Горький
Авто: Ford Kuga 2R 2,5
Масло: API SP GF-6A

Модификаторы трения

Сообщение veles »

Еще раз, Руслан, ты пишешь, что
Руслан писал(а): правильно и самостоятельно можно добавлять - диселиниты молибдена
так кто из производителей такое производит и под какими наименованиями?
Руслан
Завсегдатай
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 16:48
Имя: Руслан
Авто: sg9

Модификаторы трения

Сообщение Руслан »

Нужно в интернете искать, я не искал, другое использую, но этот вопрос по дисульфидом когда мусировал узнал что правильно использовать это, а где купить не скажу.....
Аватара пользователя
Gubkin
Администратор
Сообщения: 19621
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
Откуда: Самара
Имя: Иосиф Виссарионович
Авто: GAC GS8 2.0T 4WD GT
Масло: Sintec Platinum 5W-30 (SP, C2/C3)

Модификаторы трения

Сообщение Gubkin »

Дисульфид молибдена MoS2

Что такое молибден

Молибден как слово, используется для описания различных химических соединений, которые содержат элемент Молибден (Мо).

Молибден металлический элемент, который имеет много уникальных характеристик как металл.
Молибден наиболее часто используется в качестве легирующей добавки в сплав и нержавеющей стали.
Добавление молибдена в сталь увеличивает её прокаливаемость, свариваемость, прочность и устойчивость к коррозии.



Хотя Молибден используется в основном в сталях он так же нашел применение в смазочных композициях.
Mo используется в следующих формах:
1) Дисульфид молибдена (MoS2)
и Растворимые соединения Mo такие как:
2) Molybdenum Dithiophosophates (MoDTP)
3) Molybdenum Dithiocarbamates (MoDTC)


1) Дисульфид молибдена (MoS2)
Первый случай использования дисульфида молибдена как смазки было в 1600-х годах, когда переселенцы использовали его для смазывания осей тележек.
Первое коммерческое использование дисульфида молибдена началось в 1920-х годах.
Необходимость улучшения смазки и смазочных материалов привело к широкому использованию дисульфида молибдена в смазочных материалов в 1940-х годах.

Дисульфида молибдена широко используется в смазочных композициях, для смазки зубчатых открытых передач, конвейерных цепей, дисперсии и связанные покрытия.

В смазках дисульфид молибдена в основном используется в виде порошка.
В трансмиссионных маслах, смазках цепного конвейера, и т.д. он используется в коллоидной форме суспензии


В коллоидной суспензии дисульфида молибдена частицы равномерно диспергируют и суспендируют во всей смазочной жидкости
Дисульфид молибдена бывает в трех различных размерах частиц:
- Техническая фасовка (5-7 мкм размер частиц)
- Техническая мелкая фасовка (0.7 мкм размер частиц)
- фасовка для суспензии (0.3 мкм размер частиц)
2015-08-01_085126.jpg
2015-08-01_085126.jpg (101.27 КБ) 26341 просмотр
Техническая фасовка используется в составах под смазку которые используются под высокую нагрузку и скольжение, такие как открытые зубчатые передачи и подшипников открытого
типа

Техническая мелкая фасовка используется в смазках для высоко-скоростных условий, такие как вращающиеся антифрикционные подшипники.

фасовка для суспензии используется в коллоидных растворах

Как производится MoS2

Дисульфида молибдена происходит естественно из минерала молибденита.
в руде молибденита, как MoS2 присутствует в количествах от 0,01 до 0,5%.
Из 2000 фунтов руды можно получить от 4 до 6 фунтов дисульфида
Запасы в основном расположены в западных регионах Северной Америки и Южная Америка (в первую очередь в Чили)

Дисульфида молибдена добывается либо путем открытым способом в карьере или подземным методом добычи полезных ископаемых.

Руду измельчают через серию дробилок и вращающихся долот
Раздробленную руду обрабатывают водной суспензией, которая содержит различные реагенты, мазут или дизельное топливо
Мазут или дизельное топлива покрывает частицы молибденита, что делает их водоотталкивающими


Водную суспензию из молибденита и топлива помещают во флотационной камере, где смесь перемешивается с воздухом.
частицы Молибденита под напором восходящего воздуха образуют пузыри и концентрируются на поверхности суспензии, получается пена, затем пену переводят в резервуар.

Полученный концентрат, который составляет 90% молибдена обрабатывают различными кислотами для растворения любых примесей, таких как медь и другие взвеси.

Концентрат сушат, обезжиривают и очищают в различные фасовки дисульфида молибдена.
Конечный продукт содержит примерно от 98 до 99% дисульфида молибдена....

Как работает дисульфид молибдена

Дисульфида молибдена является одним из наиболее важным элементом в смазке и широко применяется в ней.
Он хорошо подходит для использования в смазках, где неблагоприятные условия, такие как высокое давление, большие ударные нагрузки и позволяет предотвратить металл-металл контакт.
Температура и давление в месте контакта металла при наличие MoS2 мгновенно образует тонкий твердый слой смазочной пленки

Эта пленка состоит из пластин, и она как структура, содержащая слои атомы молибдена зажатые между слоями атомов серы.
Слои могут скользить между собой с очень низким коэффициентом трения.
В пределах каждого слоя между Сера-молибден-сера есть крепкие узы, которые помогают предотвратить металлические поверхности от контакта друг с другом
Хорошая аналогия со стопкой игровых карт, когда при приложении горизонтальной силы к верхней карте, все остальные равномерно сдвигаются.


Слой плёнки молибдена который образуется выдерживает давление до 500'000 PSI.
Пластины молибдена заполняют и выравнивают микроскопические ямы и впадины, присутствующие в металлической поверхности.

Толщина пленки, образованной MoS2 является функцией давления и время, и ограничена максимальной толщиной в размере 1,2 мкм
Эта пленка постоянно обновляется на металлической поверхности путем перемешивания молибдена присутствующего в смазке

СВОЙСТВА ДИСУЛЬФИДА МОЛИБДЕНА
Дисульфид молибдена имеет несколько уникальных свойств, что отличает его от других твердых смазок:
1. низкий коэффициент трения (от 0,03 до 0,06)
2. тонкая плёнка формирует структуру
3. сильная адгезия к металлам
4. выдерживает огромные давления (500,000 psi)
5. Стабильность в присутствии большинства растворителей.
6. Эффективные смазывающие свойства при очень широком диапазоне рабочих температур (-375 ° до 752 ° F в воздухе и до 2000 ° F в вакууме).

Дисульфид молибдена не реагирует с большинством кислот, кроме царской водки и горячей концентрированной соляной, серная и азотной кислотами.
Дисульфид молибдена действует как природная смазка и его пленкообразующие характеристики не зависят при присутствии паров конденсируемой воды.
Дисульфида молибдена устойчив на воздухе до 700 ° F

Основной побочный продукт при окислении дисульфида молибдена является триоксида молибдена (МоO3).
Триоксида молибдена является высокотемпературной смазкой и это не абразив.
Дисульфид молибдена не абразив. Это было документировано в различных ASTM тестах на износ от различных поставщиков дисульфида молибдена
Дисульфид молибдена не будет нарастать как нагар на подшипнике или поверхности металла.

Дисульфида молибдена образует слои только в тех поверхностях где есть сильное трение и только до максимальной пленки 1,2 мкм.
Смазки содержащие дисульфид молибдена используются в широком разнообразие применений подшипников в диапазоне высокой скорости и прецизионных подшипниках и очень большие подшипники для карьерной техники.

Смазочные агенты, которые содержат коллоидную дисперсию дисульфида молибдена не будут забивать большинство типов системы фильтрации
Размер частиц сорта дисульфида молибдена который используется в коллоидных дисперсий составляет 0,3 мкм.
Если мелкие частицы не стабильны, они образуют более крупные и выпадают в осадок.

Вариант коллоидной дисперсии дисульфида молибдена использует в трансмиссионных маслах и смазках цепи.
чтобы предотвратить осаждение во время использования, Частицы Mo покрыты слоем диспергатора, который препятствует комкованию.

Дисульфид молибдена имеет исследования в стандартном ASTM и в армии США и подтверждает защиту от коррозии.
При использовании с другими твердыми смазочными материалами, такими как графит, дисульфида молибдена хорошо работает и даёт повышение несущей способности другой твердой смазки
В отличие от других твердых смазок, используемых в разработке, смазочные материалы дисульфид молибдена являются жестко контролируемыми от его различных поставщиков.
Токсикологические исследования, проведенные различными правительственными и частными агентствами установили, что дисульфид молибдена является относительно нетоксичным.

Молибден - тяжелый металл и большие дозы дисульфида молибдена и других Mo соединения приводят к острым отравлениям у людей.
В низких концентрациях молибдена является важным элементом витаминов и минералов
Молибден также незаменимый микроэлемент для растений и роста животных


Сравнения молибдена с графитом и тефлоном
2015-08-01_095049.jpg
2015-08-01_095049.jpg (92.37 КБ) 26341 просмотр
Оф.телеграм-канал сайта https://t.me/oilchoice_ru
Аватара пользователя
Gubkin
Администратор
Сообщения: 19621
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
Откуда: Самара
Имя: Иосиф Виссарионович
Авто: GAC GS8 2.0T 4WD GT
Масло: Sintec Platinum 5W-30 (SP, C2/C3)

Модификаторы трения

Сообщение Gubkin »

Растворимые соединения молибдена - MoDTC и MoDTP

Растворимый Mo, этот термин используется для описания определенной жидкости органического соединения молибдена, которые полностью растворяются в нефти или синтетических базовых маслах.
Молибден может быть уже растворен в моющих средствах, диспергаторах или других антифрикционных присадках которые полностью растворены в масле.
Растворимый молибден никогда не даёт осадка и не может быть отфильтрован так как он становится полной частью смазки


В еденичных случаях, растворенный Mo, впрочем как и другие добавки может быть отфильтрованы из смазочного материала, когда используется фильтр субмикронного уровня (менее 1 мкм)
Растворимый молибден используется в различных смазках, препараты, начиная от моторных масел до смазки.
Широко используется в Японии, США и Европе

Используются следующие типы растворимых соединений молибдена:
- Молибдена диалкил дитиокарбамат (MoDTC)
- Молибдена диалкил дитиофосфат (MoDTP)
Эти типы растворимых соединений известны как органомолибденовые соединения (оргинический молибден)
2015-08-01_100007.jpg
2015-08-01_100007.jpg (26.1 КБ) 27278 просмотров
Как он работает
Использование растворимого Mo в различных смазках и особенно в моторных маслах постоянно растёт из-за его фрикционных свойств
Он хорошо подходит для использования в смазках, где неблагоприятные условия, такие как высокое давление, большие ударные нагрузки и высокая скорость и позволяет предотвратить контакт металл-металл
Температура и давление в зоне трения металла и поверхности формирует твердую смазочную плёнку молибдена


Эта пленка состоит из пластины, как структуры, где содержатся слои атомы молибдена, они зажаты между слоями атомов серы.
Между каждым соседним слоем атомы серы и слабые связи, которые позволяют каждой пластине легко скользить по поверхности и позволяют каждой пластина легко скользить друг над другом, в результате чего низкий коэффициент трения.
В пределах каждого слоя между Сера-молибден-серные крепкие узы, которые помогают предотвратить металлические поверхности от контакт друг с другом.
2015-08-01_100650.jpg
2015-08-01_100650.jpg (43.26 КБ) 27278 просмотров
Исследования, проведенные с помощью General Motors, Ford и университета Лондона обнаружили, что растворимые Mo соединения образуются очень мелкие кристаллы дисульфида молибдена
как только они приходят в контакт с трущихся металлов
Образуется защитный слой 0,000000025 микрон
Диаметр кристаллов дисульфида молибдена от 0.000000001 до 0,000000002 микрон.
И выдерживает давление до 500000 PSI
пластины формируют слой, он заполняет и выравнивает микроскопические углубления и другие дефекты присутствующие на поверхности металла.

Свойства органического молибдена
Коэффициент трения от 0,04 до 0,08
Исследования, проведенные в конце 1980-х и в начале-середине 1990-х годов Шеврон-Тексако, а так же в Японии обнаружили, что в частях двигателя коэффициент трения может быть уменьшен до 80%

Органический молибден используется как:
- Фрикционные модификаторы
- Противоизносные присадки
- Анти-оксиданты

В моторных маслах MoTDC и противоизносные присадки (Цинк дитиофосфата) создают эффект синергии.
И в качестве антиоксиданта он будет повышать устойчивость смазочного материала к окислению.

Растворимые соединения Мо растворимы полностью в нефтепродуктах, минеральных базовых маслах, синтетических базовых маслах и различных растворителях.
MoDTC имеет хорошую адгезию к металлам
Характеристики плёнки не зависят от наличия конденсата воды.
Имеет чрезвычайно высокую прочность плёнки (500,000 psi)
Стабилен в присутствии большинства растворителей и кислот.
Нейтрален к цветным металлам.

Поверхность металла может насыщаться органическим молибденом тем самым показывая уменьшенный износ и коэф.трения
Это в совокупности хорошо показывает энергосберегающие свойства, аж до 5%.

MoDTC и MoDTP может эффективно снизить коэффициент трение и уменьшить износ до 500 ° F и обеспечивает защиту до 600 ° F
MoDTC в основном используется в моторных маслах и гидравлических жидкостях
MoDTP в основном используется в трансмиссионных маслах и смазках.

Источник https://yadi.sk/d/2zumI1OtiD5Dp
Оф.телеграм-канал сайта https://t.me/oilchoice_ru
Аватара пользователя
veles
Модератор
Сообщения: 6767
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 21:18
Откуда: Горький
Авто: Ford Kuga 2R 2,5
Масло: API SP GF-6A

Модификаторы трения

Сообщение veles »

Интересно, у кого из производителей антифрикционных присадок в составе MoDTC, ну кроме, конечно, Ceratec от LM с их невменяемым ценником.
GReY
Завсегдатай
Сообщения: 5096
Зарегистрирован: 23 июн 2015, 09:00

Модификаторы трения

Сообщение GReY »

Руслан писал(а): в первую очередь получим коррозию клапанов и подложки
нельзя ли раскрыть эту тему поподробнее?
Руслан
Завсегдатай
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 16:48
Имя: Руслан
Авто: sg9

Модификаторы трения

Сообщение Руслан »

Вежливому человеку я не могу отказать, конечно можно :)

Дисульфид - это всегда сера, если чуть поизучать тему относительно серы и ее связей, то получим, если кратко, что через серу кислороду не пробиться, под ней будет коррозия!!! А серы будет больше всего на клапанах и особенно подложки клапана в моторе, там максимальные температуры! По этому, если хотите самостоятельно добавлять, антифрикционную присадку или Вольфрам, например, то нужен Диселенид этих сплавов, в отличие от Дисульфида он наоборот увеличивает коррозиционную стойкость обычных сплавов ;)
Это "закрытая" информация для специалистов, в интернете вряд ли Вы это найдете, попробуйте поискать может найдете .....
GReY
Завсегдатай
Сообщения: 5096
Зарегистрирован: 23 июн 2015, 09:00

Модификаторы трения

Сообщение GReY »

Какая нунжна температура, чтобы из MoS2 вырвать серу? Что значит "к кислороду не пробиться"? Почему ZnDDP является антиоксидантом, хотя серы в нём тоже немало?

P.S. И заранее извиняюсь, если вопрос глупый, но что такое подложка клапана?

Вернуться в «Общий форум»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Applebot/0.1, CCBot/2.0 и 4 гостя