Приглашаем представителей для проведения акций "Масло за отзыв" Организаторам акции. Как правильно описать условия
Лабораторный анализ масла от 1400 руб. Подробнее в теме Как сделать лабораторный анализ масла на oilchoice (Пост Gubkin #8237)
Качественное и бесплатное вскрытие фильтров в теме Распилим фильтр по заказу

Расшифровка лабораторных анализов масел

Куда слать, сколько стоит, список лабораторий
Аватара пользователя
Gubkin
Администратор
Сообщения: 7052
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
Репутация: 1412
Откуда: Самара
Масло: KIXX HD1 10w-40
Авто: KIA Sorento 2,5 CRDI
Имя: Саня

Расшифровка лабораторных анализов масел

Сообщение #1 Gubkin » 18 июл 2015, 14:24

Выдержки из документа Исследования масел, документация, бюллетени (Пост veles #2458)

1) Si (кремний)
Повышенные уровни кремния в отработанном масле указывают на попадание в масло грязи, что обычно происходит из-за плохой фильтрации впускного воздуха. Иногда грязь попадает в двигатель вместе с загрязненным моторным маслом. Отработанное масло может содержать чрезмерные количества меди и свинца из-за износа материалов подшипников при вполне приемлемых концентрациях хрома и железа.

2) Топливо
Процент топлива в отработанном моторном масле определяет степень его загрязнения топливом (разжижение). Кроме того, это может найти отражение в падении вязкости, превышающем уровень, допустимый по SAE, и значительном снижении точки воспламенения по сравнению с показателями свежего масла. Низкая термостойкость топлива приводит к его окислению при температурах поддона картера.

3) Pb (свинец)
Накапливание излишнего количества свинца в отработанном масле может быть вызвано взаимодействием разложившегося топлива с материалами подшипников и вкладышей.

4) Na, K, B, Si (натрий, калий, бор, кремний)
Загрязнение охлаждающей жидкостью определяется по ненормативному содержанию ингибитора коррозии, попадающего в масло вместе с охлаждающей жидкостью. Это приводит к повышенным уровням натрия, калия, бора и кремния в отработанном масле. Содержание натрия и калия зависит от состава ингибитора коррозии. Кроме того, в масле могут присутствовать гликолевые компоненты антифриза. Повышенные уровни гликолевых компонентов не всегда наблюдаются при утечках охлаждающей жидкости, поскольку они могут вступать в реакцию с некоторыми присадками в масле, переходить в газообразное состояние и испаряться при температурах картера. Продукты разложения гликоля, которое наступает при температурах картера, взаимодействуют с материалами подшипников и вкладышей, что приводит к повышению содержания свинца в масле.

5) Сажа
Повышенное загрязнение моторного масла сажей определяется по весовому ее содержанию и измеряется средствами термогравиметрического или инфракрасного спектроскопического анализа. Сажа попадает в масло и находится в нем во взвешенном состоянии без каких-либо последствий до тех пор, пока не наступает сокращение активных компонентов присадок. Со временем сажа собирается в частицы большого размера. Износ клапанного механизма и форсунок происходит с повышенной интенсивностью, что приводит к росту образования сажи и дальнейшему ускорению износа. Износ клапанного механизма и форсунок сопровождается повышением уровней содержания железа в отработанном масле. Если все оставить без изменения, то избыточное скапливание сажи и повышенный износ приводят к образованию отложений в двигателе. Новые марки масла, отвечающие требованиям стандартов CES-20081, CES 20078 и CES 20076 (API CJ-4 , CI—4 и CH-4+), были разработаны для более безопасного, чем старые сорта масла, содержания во взвешенном состоянии повышенного количества сажи. Поэтому нормативное значение для сажи было увеличено
до 5,0% по массе.

6) Содержание элементов износа и расход масла
Чрезмерный износ приводит к избыточному скапливанию продуктов износа в отработанном масле. Предельные для отбраковки масла значения можно вводить только в тех случаях, если двигатель эксплуатируется в неизменных условиях на одном и том же сорте масла. Содержание в пробе масла продуктов износа металлических деталей зависит от модели двигателя, коэффициента его загрузки, емкости системы смазки, пробега и наработки для масла, темпов расхода моторного масла и т.д.
Двигатели с большими объемами масла отличаются более низким содержанием в масле продуктов износа металлических деталей по сравнению с двигателями, работающими с меньшими объемами масла, поскольку в первом случае частицы оказываются взвешенными в большем объеме масла. Двигатели с низким расходом масла демонстрируют повышенным износ металлических деталей по сравнению с двигателями с высоким расходом масла из-за отсутствия между заменами масла его
разбавления добавками свежего масла. Скорость расхода моторного масла может в два раза изменить в отработанном масле содержание металлических продуктов износа.

7) Fe (железо)
Железо может быть результатом износа: гильз цилиндров, поршневых колец, клапанного механизма, коленчатого вала, коромысел, шестерен, масляного насоса, подшипников

8) Cu (медь)
направляющие клапанного механизма, маслоохладитель масла медный, упорные шайбы коленвала, шатунные и коренные вкладыши

9) Sn (олово)
Тоже самое что и для меди, направляющие клапанного механизма, маслоохладитель масла , упорные шайбы коленвала, шатунные и коренные вкладыши

10) Al (алюминий)
блоки двигателя, поршни, масляный насос, масляные радиаторы, поршни, алюминиевые комплексные смазки , остатки синтетических материалов фильтров

11) Cr (хром)
поршневые кольца, вкладыши, выпускные клапаны, хромат цинка из ингибитора охлаждающей жидкости, покрытие валов, некоторые специальные зубчатые колеса, гильзы цилиндров, охладительные трубки, подшипники, упорные шайбы, масляный насос, масляные радиаторы

12) Pb (свинец)
коренные подшипники, шатунные подшипники, красная свинцовая краска шелушится

13) Si (кремний)
блоки двигателя (легирующий элемент с алюминиевыми частями), грязь из воздуха, пеногасящей присадки в моторном масле, эластомерные уплотнения, масляные радиаторы, силиконовый герметик, подшипники, радиатор (легированные алюминием)

14) Ag (серебро)
клапаны, направляющие клапанов, гильзы цилиндров, подшипники, элемент для легирования инструментальной стали шестерни

Аватара пользователя
Gubkin
Администратор
Сообщения: 7052
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
Репутация: 1412
Откуда: Самара
Масло: KIXX HD1 10w-40
Авто: KIA Sorento 2,5 CRDI
Имя: Саня

Расшифровка лабораторных анализов масел

Сообщение #2 Gubkin » 18 июл 2015, 15:12

Металлсодержащие добавки

Na (натрий)
присадки- ингибитор коррозии , также указывает на утечку охлаждающей жидкости в масло, также может быть от дорожной соли, морской воды или попадает грязь

B (бор)
ингибитор коррозии (присадки), противоизносные и антиоксидантные добавки (Сукцинимиды бора), загрязнение смазкой

Mg (магний)
моющие-диспергирующие присадки, могут быть также легирующих элементов в сталях

Ca (кальций)
моющие-диспергирующие присадки на основе сульфаната кальция

Mo (молибден)
твердые/жидкие противоизносные присадки, сплаваподшипников и поршневых колец

Ba (барий)
ингибиторы коррозии, детергенты, ингибиторы ржавчины

Zn (цинк)
противоизносная присадка ZDDP, антиоксиданты, легирующий элемент для подшипников, упорные шайбы при оцинковке

P (фосфор)
противоизносная присадка ZDDP, антиокислительные присадки

Ti (титан)
модификатор трения, износ подшипников, отслоение краски (двуокись титана)

V (ванадий)
топливо-загрязняющее вещество, также может быть элементом для легирования стали

Аватара пользователя
Gubkin
Администратор
Сообщения: 7052
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
Репутация: 1412
Откуда: Самара
Масло: KIXX HD1 10w-40
Авто: KIA Sorento 2,5 CRDI
Имя: Саня

Расшифровка лабораторных анализов масел

Сообщение #3 Gubkin » 15 сен 2015, 11:18

Из документа http://lubricants.petro-canada.ca/pdf/2 ... ndbook.pdf
предельные уровни по каждому параметру
2015-09-15_111321.png
2015-09-15_111321.png (45.29 КБ) 2604 просмотра

Аватара пользователя
veles
Модератор
Сообщения: 2838
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 21:18
Репутация: 566
Откуда: Горький
Масло: ЛЛС 5w-30, SynPower 0w-40
Авто: Chevy A16XER, Chery SQR481F

Расшифровка лабораторных анализов масел

Сообщение #4 veles » 15 сен 2015, 14:01

Вопрос только,какой метод измерения TBN имеется в виду. Боюсь, что при допустимых 5 ед. TAN мы не сможем удержать TBN на уровне 3-4 по ASTM D 4739(ГОСТ 11362). Вангую, что речь про измерения по ASTM D 2896.
Кстати, про методы определения щелочного:
ГОСТ 30050 (можно приравнять к ASTM D 2896) - для анализа TBN в свежем масле
ГОСТ 11362(можно приравнять к ASTM D 4739) - мониторинговый, для определения TBN в отработке
Некоторые лаборатории измеряют TBN в UOA по методу ASTM D 2896. Какого разбега могут достигать результаты, можно наглядно увидеть на примере CASTROL MAGNATEC 5W-30 A5 отработка с Kia Rio 1,6(G4FC) после 7500км[МИЦГСМ]

Аватара пользователя
Gubkin
Администратор
Сообщения: 7052
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
Репутация: 1412
Откуда: Самара
Масло: KIXX HD1 10w-40
Авто: KIA Sorento 2,5 CRDI
Имя: Саня

Расшифровка лабораторных анализов масел

Сообщение #5 Gubkin » 27 окт 2015, 08:15

Критерии ухудшения параметров рабочего масла по которым выносится вердикт о его замене
Оригинал поста тут Исследования масел, документация, бюллетени (Пост Vadim_Mk #7944)

Изображение

Аватара пользователя
Gubkin
Администратор
Сообщения: 7052
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
Репутация: 1412
Откуда: Самара
Масло: KIXX HD1 10w-40
Авто: KIA Sorento 2,5 CRDI
Имя: Саня

Расшифровка лабораторных анализов масел

Сообщение #6 Gubkin » 30 окт 2015, 21:28

Описание роли элементов
2015-10-30_212705.png
2015-10-30_212705.png (12.27 КБ) 2485 просмотров


2015-11-01_144613.png
2015-11-01_144613.png (21.41 КБ) 2456 просмотров

Аватара пользователя
Gubkin
Администратор
Сообщения: 7052
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
Репутация: 1412
Откуда: Самара
Масло: KIXX HD1 10w-40
Авто: KIA Sorento 2,5 CRDI
Имя: Саня

Расшифровка лабораторных анализов масел

Сообщение #7 Gubkin » 17 дек 2015, 13:19

Ещё вариант расшифровки элементов
2015-12-17_131803.gif
2015-12-17_131803.gif (35.38 КБ) 2339 просмотров


Из документа http://www.wearcheck.co.za/downloads/bu ... tech47.pdf

Аватара пользователя
Gubkin
Администратор
Сообщения: 7052
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
Репутация: 1412
Откуда: Самара
Масло: KIXX HD1 10w-40
Авто: KIA Sorento 2,5 CRDI
Имя: Саня

Расшифровка лабораторных анализов масел

Сообщение #8 Gubkin » 25 дек 2015, 10:58

Расшифровка элементов от Cummins
LT1509314.png
LT1509314.png (355.81 КБ) 2309 просмотров

LT1509315.png
LT1509315.png (411.12 КБ) 2309 просмотров


Источник https://www.cumminsfiltration.com/pdfs/ ... T15093.pdf
Вообще документ очень полезный
Если его прочитать, то можно стать гуру лабанализов )

Аватара пользователя
Gubkin
Администратор
Сообщения: 7052
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
Репутация: 1412
Откуда: Самара
Масло: KIXX HD1 10w-40
Авто: KIA Sorento 2,5 CRDI
Имя: Саня

Расшифровка лабораторных анализов масел

Сообщение #9 Gubkin » 17 фев 2016, 12:38

Часто спрашивают состав фрикционных дисков АКПП для расшифровки лабанализа
Вот ответ на стр. 17 документа https://yadi.sk/i/ed3BdTRloyDpv

Friction Material
The friction material investigated is a dispersion sintered brass lining applied to a hardened steel disc.
This material is able to withstand higher stresses and temperatures compared to paper-based materials,
and is fairly cheap to manufacture compared to, say, carbon-fiber materials. The friction material
consists of a brass base (~70wt% Cu, ~20wt% Zn, ~2wt% Sn) containing a small amount of solid
carbon based lubricants. In addition to this, the lining also contains solid friction increasing fractions
such as silicon oxides. The separator disks are manufactured from hardened steel.


Так что наличие меди в отработке масла с АКПП - нормальное явление при изнашивании фрикционных дисков

Аватара пользователя
veles
Модератор
Сообщения: 2838
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 21:18
Репутация: 566
Откуда: Горький
Масло: ЛЛС 5w-30, SynPower 0w-40
Авто: Chevy A16XER, Chery SQR481F

Расшифровка лабораторных анализов масел

Сообщение #10 veles » 17 фев 2016, 14:07

Вопрос, зачем лить медьсодержащие присадки в АКПП, как предлагает Тотек, если там и так все хорошо с цевтными металлами :).

Аватара пользователя
Gubkin
Администратор
Сообщения: 7052
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 19:28
Репутация: 1412
Откуда: Самара
Масло: KIXX HD1 10w-40
Авто: KIA Sorento 2,5 CRDI
Имя: Саня

Расшифровка лабораторных анализов масел

Сообщение #11 Gubkin » 21 фев 2016, 15:50

Интересные таблички с верхним пределом концентрации

Элементы износа
201510_table_1_-wear_elements.png
201510_table_1_-wear_elements.png (64.22 КБ) 2012 просмотров


Загрязнения
201510_table_3_additves.png
201510_table_3_additves.png (56.67 КБ) 2012 просмотров



Присадки
201510_table_2_Contaminants.png
201510_table_2_Contaminants.png (29.71 КБ) 2012 просмотров


Источник http://www.machinerylubrication.com/Rea ... oil-limits

medvezavr
Новичок
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 15 ноя 2015, 16:19
Репутация: 5

Расшифровка лабораторных анализов масел

Сообщение #12 medvezavr » 28 апр 2016, 18:35

Вот действительно полезная информация, а то спорят где медь в АКПП кроме втулок. Правда это характерно не для всех муфт: есть металлокерамики, есть углерод-углеродные материалы.

Тотек, возможно, предлагает металлоплакирующую присадку на основе меди как и Купер, тут скорее если это и будет полезно, то только на втулках.

Собственно поэтому все АТФ тестируются к коррозии на медь.


Вернуться в «Лабораторная»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей