ОК, объясню упрощенно на пальцах почему менять масло при встрече TAN с TВN есть идиотизм.
Кислотное число (TAN) даёт косвенное представление об общей кислотности масла (кислотности среды). При этом оно не дает никакой информации о том, какие именно кислоты образовались в масле, об их количестве и их агрессивности - не дает информации о потенциальной угрозе износа деталей ДВС в результате химической коррозии. Т.е. можно сделать лишь обще-абстрактный вывод, что чем меньше значение TAN, тем ниже риск повышения темпа коррозионного изнашивания деталей мотора (главным образом вкладышей), и медленнее будет идти процесс загрязнения мотора шлаками и шламами.
Щелочное число (TВN) дает представление о количестве активной части противокоррозионной присадки, содержащейся в масле. Эта присадка (присадки) создает на поверхности деталей тонкую пленку, защищая их от воздействия кислот, т.е. защищает от коррозионного изнашивания. Попутно покрытие металла такими пленками замедляет общий процесс окисления масла, т.к. металлы являются катализаторами окисления.
Таким образом, показатель (число) TВN дает более наглядное представление (прогноз) о темпе изнашивания деталей мотора в результате коррозии. Именно поэтому в отечественные браковочные показатели ввели ЩЧ и не ввели КЧ, поскольку последнее для оценки процесса изнашивания деталей мотора (темпе изнашивания) не дает ни какой информации. Проще говоря, невозможно точно сказать, какое значение КЧ уже критично и масло с таким числом нужно срочно заменить.
А вот назначить минимальное значение ЩЧ можно, поскольку при снижении ЩЧ мене 2-3 темп коррозионного износа начинает возрастать - активной части присадки осталось слишком мало и скоро она полностью сработается.
Еще добавлю, что ЩЧ обычно связывают с образованием в маслах серной и сернистой кислот, являющихся наиболее агрессивными к металлам (по сравнению с кислотами карбонильных и нитроэфирных групп). Т.е. говоря упрощенно, щелочность масла в первую очередь важна для нейтрализации действия этих кислот, образующихся в масле в результате его разжижения топливом, недостаточно хорошо очищенным от серы.
А теперь совсем на пальцах.
Представим, что в какой-то отработке бензинового двигателя КЧ=ЩЧ=4. Какие можно сделать выводы?
В отработке наличествуют какие-то кислоты, которые будут пытаться «грызть» металл. Но в то же время в нем еще остались присадки, которые образуют на деталях пленки, препятствуя кислотам их повреждать.
А раз так, то зачем менять это масло, если темп изнашивания в результате коррозии минимален, не говоря уж о малой доли этого вида изнашивания в общей составляющей факторов, влияющих на изнашивание ДВС?
Я не призываю совсем отказаться от оценки качества работающего моторного масла посредством назначения какого-то числа TAN, при котором масло нужно снимать с эксплуатации. Но пытаться увязывать его «критическое значение» с падением TВN полагаю неразумным, поскольку это совершенно разные не зависящие «прямо пропорционально» друг от друга браковочные показатели.
Отправлено спустя 4 часа 18 минут 6 секунд:
Человек тебе пишет по большому счету правильно, но ты его выводы никогда не поймешь и не примешь, потому что мыслишь шаблонно.
Его ключевой вывод "Исходные данные - только предсказатели. Они не результаты." совершенно верный, хотя в деталях он порой и перегибает палку