в общем у меня "practice of fika" сейчас, выдалась минутка.
Нас ждет первая серия The Pseudo-Oils.
Короче, я не просто так на днях упоминал Reppe. Синтетические углеводороды начались с зимы 1941-42, в реальном применении - уже к концу 1942. Начались они с масла SS 900 (это такой первый Аддинол)
Что такое синтетические эстеры - Mobil, конечно, очень хорошо знал к началу 1970х. И что такое PAO, конечно, тоже.
Сейчас нет времени для разбора - почему высыхали эластомеры (нагрев, выпотевание пластификатора, а смачивания в матрицу нет) от PAO, но, в общем ты прав, что это также учитывали. Эстеры "питают" матрицу (так считали), эластомеру чуть лучше, чем на "сухом" PAO (которое при нагреве смывает выпотевший пластификатор).
Но, как видишь, не только эластомеры.
Еще у poe эстеров была слава супер защиты при высоких температурах.
Цифры были от 20% до 15%. В том "легендарном" M1 5W-20 было 15%, не меньше.
цифры падали, с годами. И дело здесь не только в экономии. И не только в ошибках.
Добавляли 15% эстеров не совсем как carrier oil, а скорее как улучшайзер. Да - считали, что так лучше эластомерам, лучше устойчивость к высоким температурам. Также, знали, что присадки хоть и растворяются в эстерах, но конфликтуют с эстерами.
Но было кое что еще.
Вот пара моментов -
Первый момент (первое масло) можешь купить и сдать на VOA, тебе понравится (там сюрпризы).
Второе не достать (его продавали в розлив), но было масло как масло.
https://www.ebay.com/itm/193725569358
В этих маслах не было эстеров, как были у M1. Это были PAO-масла, где PAO было много.
Да, эти масла не были массовыми, и по ним не мог случиться скандал, как он случился по AV 1 (да и там - случайно, совпало много всего).
Вообще AV-1 случай во многом уникальный. Shell Helix Ultra 5W-40, одной из версий, например, был в большем количестве ДВС и уничтожил их - но никто и внимания не обратил

Но главное, почему много эстеров не спасло бы сильно M1 (возможно бы повезло, но скорее нет) - это, все-таки, неверный выбор основных PAO баз для AV-1.
Ни одно масло до AV-1 не производилось до того, и не производилось после того, на основной базе/смеси баз (которой больше 70% в составе) с анилиновой точкой выше 150°C. И даже если ты бы добавил туда что угодно - толуол, эстеры, любое вещество, которое бы улучшило бы анилиновую точку готового масла, лучше уровня других масел на PAO - все равно это не исправит того, что у тебя >70% непригодных для 4T масла базовых масел.
Что касается количества эстеров - их надо очень не много, в хорошем масле. И если эстеров добавить много - будет чище, но не лучше. Впрочем, чистоту любят многие. И, возможно, эстеры - это путь к более чистым кольцам и чистым двигателям. Но для такого сценария - их должно быть более 60% в составе масла, а не 5, 10 или 15%. Тогда, скорее, будет очень чисто.
Но у такого масла будут проблемы, скажу сразу. У двигателя, возможно, тоже.
Про минусы эстеров и смесей PAO + эстеры - уже в другой части напишу. Когда смогу. Не обещаю, что скоро.