Страница 1 из 7

Термическая декомпозиция базовых масел.

Добавлено: 15 май 2023, 07:49
Good54
Немного, но не лишней информации, про такое явление, как термическая декомпозиция базовых масел и стандартных смазок. Информация будет из одного источника и я предлагаю ее прочитать, как она идет в первоисточнике (гугл перевод). Для начала представим, тех кто ее предоставляет. Это журнал Machinery Lubrication, который выпускает концерн Noria. Для понимания, что это за Noria такая, предлагаю список их клиентов:
TD4.jpg
TD4.jpg (95.48 КБ) 4399 просмотров
Термическая декомпозиция, это реакция окисления и разложения масла при контакте с воздухом. Это момент, когда отдельные молекулы разлагаются, освобождая атомы углерода из цепи. Связано это напрямую с высокой температурой.
TD3.jpg
TD3.jpg (172.19 КБ) 4399 просмотров
Окисление при высоких температурах грозит образованием лаковых и шламовых отложений.
TD7.jpg
TD7.jpg (157.56 КБ) 4399 просмотров
Наиболее устойчивые к термическому окислению ПАО масла и сложные эфиры, но и у них температуры едва выходят за +200 градусов и лишь кратковременно могут работать при температурах ближе к +300С.
TD6.jpg
TD6.jpg (176.89 КБ) 4399 просмотров
Ну и конечно надо учитывать, признанную сообществом, формулу Сванте Аррениуса, согласно, которой, при повышении температуры на 10 градусов Цельсия, начиная с +70 градусов, скорость реакции окисления удваивается. Именно поэтому, необходим контроль температуры нагрева моторного масла и других смазочных материалов, дабы они не превышали критические значения, при которых пойдет активная реакция термического окисления.

Термическая декомпозиция базовых масел.

Добавлено: 15 май 2023, 08:37
mvg
Good54 писал(а): 15 май 2023, 07:49 необходим контроль температуры нагрева моторного масла
Какой прок в этом контроле, если в современных двигателях масло непосредственно и активно используется для охлаждении наиболее горячих узлов?

Термическая декомпозиция базовых масел.

Добавлено: 15 май 2023, 09:16
Good54
mvg писал(а): 15 май 2023, 08:37 Какой прок в этом контроле, если в современных двигателях масло непосредственно и активно используется для охлаждении наиболее горячих узлов?
Инженерный расчет термической нагрузки узлов и скорости циркуляции масла, должен предельно четко быть рассчитан. В турбокомпрессоре задача вполне неплохо решена, подшипниковый узел, не нагревается более 200 градусов, а масло имеет еще более низкую температуру. Тоже самое и с поршнями, при правильном расчете и грамотной реализации, результаты вполне позитивные. Поршни уменьшились у всех, а вот надежность по разному, где то существенно просела, где то осталась на прежнем (или близком) уровне.

Термическая декомпозиция базовых масел.

Добавлено: 15 май 2023, 09:49
mvg
Good54 писал(а): 15 май 2023, 09:16 должен предельно четко быть рассчитан
Как-то мне не получилось встретить специалиста по термодинамике ДВС (лишь общая теория прошлого века). Даже теплопроводность масел оказалась мало исследованной... Здесь, на форуме, эта тема была озвучена...

Термическая декомпозиция базовых масел.

Добавлено: 15 май 2023, 10:04
Good54
mvg писал(а): 15 май 2023, 09:49 Как-то мне не получилось встретить специалиста по термодинамике ДВС (лишь общая теория прошлого века). Даже теплопроводность масел оказалась мало исследованной... Здесь, на форуме, эта тема была озвучена.
Мне доводилось пообщаться с одним довольно пожилым дядечкой, который всю жизнь занимался стойкими к высокой температуре материалами, имеет кучу изобретений. На камеру отказался, но вполне неплохо пообщались. После его рассказа, многие вещи про высокие температуры и взаимодействия с ними, стали более понятными. Собственно и самостоятельно изучая разные материалы, пришел к тем же выводам. Очевидно, что те кто ищет результат в "прожарках" глядят вообще в другую сторону, а поэтому и найти ничего не в состоянии, кроме как запутать и себя, и окружающих.

Термическая декомпозиция базовых масел.

Добавлено: 15 май 2023, 10:31
mvg
Good54 писал(а): 15 май 2023, 09:16 подшипниковый узел, не нагревается более 200 градусов, а масло имеет еще более низкую температуру.
Каким образом масло имеет более низкую температуру, если оно является основой гидродинамического подшипника?

Термическая декомпозиция базовых масел.

Добавлено: 15 май 2023, 10:43
Good54
mvg писал(а): 15 май 2023, 10:31 Каким образом масло имеет более низкую температуру, если оно является основой гидродинамического подшипника?
Циркуляция. Оно просто не успевает на такой скорости, разогреться до какой то высокой температуры.

Термическая декомпозиция базовых масел.

Добавлено: 15 май 2023, 10:51
mvg
Good54 писал(а): 15 май 2023, 10:43Циркуляция.
1. Масло под давлением...
2. Большого потока там быть не может, опять же, из-за необходимости формирования давления в подшипнике...
3. Под давлением температура тела растет

После подшипника, при сбросе давления, масло охлаждается...

Температура масла в поддоне и в ГММ (после насоса) отличаются...

Термическая декомпозиция базовых масел.

Добавлено: 15 май 2023, 11:12
Good54
Turbo.png
Turbo.png (1.08 МБ) 4325 просмотров
Масло поступает адресною, с постоянным обновлением.

Термическая декомпозиция базовых масел.

Добавлено: 15 май 2023, 11:35
mvg
Good54 писал(а): 15 май 2023, 11:12 с постоянным обновлением
Безусловно, только поток там небольшой, как в любом гидродинамическом подшипнике ДВС. Иначе ни какого маслонасоса не хватит на малых и средних оборотах.

Термическая декомпозиция базовых масел.

Добавлено: 15 май 2023, 21:06
GusKruchus
mvg,

тест про пары очень интересный. Знаешь почему?
Вот есть такое "минеральное масло"

https://www.shell-livedocs.com/data/pub ... 959f3a.pdf

Но если взять смесь PAO4, PAO10, PAO40, чтобы KV100 была как у этой минералки, то у смеси этих PAO - давление паров при 200C будет выше. И у смеси PAO4 с PAO40 будет выше, и у смеси PAO10 с PAO40 - будет выше.

Как тебе такое знание, nonconfo ?

Термическая декомпозиция базовых масел.

Добавлено: 15 май 2023, 22:12
nonconfo
GusKruchus писал(а): 15 май 2023, 21:06 Как тебе такое знание, nonconfo ?
Да, в принципе, не удивлен. Я вообще не разделяю вот этот вот угар по РАО. Чего людей так вштыревает от чистых парафинов... Еще и с массой как чугунный мост. Ну есть своя область применения. Это от того, что мало альтернатив им известно. Карго культ. Ну или Аксиома Эскобара в каком-то смысле ))
У многократно алкилированного циклопентана давление паров будет еще ниже. Но, наверное, не при 200.
А первый пост я не понял, честно. Может я не догоняю, но кажется там компиляция из статей про разное, но преподнесенное в порядке, который помогает доказать гипотезу. Я, правда, не совсем даже понимаю какую. Гуд, а что вы хотели этой логической цепочкой донести?
И что это за термин Термическая декомпозиция? Мне не удалось его нагуглить даже. Термическая деструкция встречал, но это без доступа кислорода, а у вас это связано с окислением. Причем, на втором скрине у вас подчеркнуто, что температура начала термического разложения выше, но уже при указанных быстро окисляются. То есть эти процессы разделены. А у вас это какой-то общий вопрос. Извините, я вас не понял.

Термическая декомпозиция базовых масел.

Добавлено: 15 май 2023, 22:56
GusKruchus
nonconfo, а я понял Гуда. Он борец с прожарками. А как это пытаться доказать - вообщене очень важно. Главное доказать, что Сережа занимается фигней.

Лучше бы боролся с замерами TBN. Он же перерос тех, кто это делает целым клубом.
Доказать, что TBN по ASTM D4739 показывает пустоту - проще, чем доказать, что прожарка - бред.
Но спорить с герцогом не интересно.

Что касается вообще вопроса всяких интересных термических опытов, любых (главное, чтобы не прожарка) - вот сложная же тема, ей даже и Борис так просто бы не смог заняться.

Термическая декомпозиция базовых масел.

Добавлено: 15 май 2023, 23:48
nonconfo
nonconfo писал(а): 15 май 2023, 22:12 Помогает доказать гипотезу. Я, правда, не совсем даже понимаю какую.
GusKruchus писал(а): 15 май 2023, 22:56 Главное доказать, что Сережа занимается фигней.
Ну коли так, то понятно

Термическая декомпозиция базовых масел.

Добавлено: 16 май 2023, 06:30
mvg
Максимальная концентрация NOX наблюдается при сжигании топлива с α = 1,05–1,1
Обычные двигатели с воспламенением от искры используют однородную воздушно-топливную смесь с отношением 14,7:1, соответствующим лямбда-показателю 1. Двигатели же с прямым впрыском в области частичной нагрузки работают в соответствии с концепцией образования стратифицированного заряда топлива при значительном избытке воздуха. При этом достигается очень низкое потребление топлива
Может не стоит так уж настойчиво списывать "щелочное число"?

Система ААИ-ГСМ (Пост mvg #85202)

Сдается мне, что ошибочно рассматривать деградацию масла в отрыве от "внутреннего сгорания"... Качество топлива тема актуальная.

Кстати, для Аурус одобрено всего 2 масла с использованием PAO, и только нулевки...(щелочное нормируется). Есть намерения разработки отечественной рецептуры.