Расшифровка лабораторных анализов масел
Добавлено: 18 июл 2015, 13:24
Выдержки из документа Исследования масел, документация, бюллетени (Пост veles #2458)
1) Si (кремний)
Повышенные уровни кремния в отработанном масле указывают на попадание в масло грязи, что обычно происходит из-за плохой фильтрации впускного воздуха. Иногда грязь попадает в двигатель вместе с загрязненным моторным маслом. Отработанное масло может содержать чрезмерные количества меди и свинца из-за износа материалов подшипников при вполне приемлемых концентрациях хрома и железа.
2) Топливо
Процент топлива в отработанном моторном масле определяет степень его загрязнения топливом (разжижение). Кроме того, это может найти отражение в падении вязкости, превышающем уровень, допустимый по SAE, и значительном снижении точки воспламенения по сравнению с показателями свежего масла. Низкая термостойкость топлива приводит к его окислению при температурах поддона картера.
3) Pb (свинец)
Накапливание излишнего количества свинца в отработанном масле может быть вызвано взаимодействием разложившегося топлива с материалами подшипников и вкладышей.
4) Na, K, B, Si (натрий, калий, бор, кремний)
Загрязнение охлаждающей жидкостью определяется по ненормативному содержанию ингибитора коррозии, попадающего в масло вместе с охлаждающей жидкостью. Это приводит к повышенным уровням натрия, калия, бора и кремния в отработанном масле. Содержание натрия и калия зависит от состава ингибитора коррозии. Кроме того, в масле могут присутствовать гликолевые компоненты антифриза. Повышенные уровни гликолевых компонентов не всегда наблюдаются при утечках охлаждающей жидкости, поскольку они могут вступать в реакцию с некоторыми присадками в масле, переходить в газообразное состояние и испаряться при температурах картера. Продукты разложения гликоля, которое наступает при температурах картера, взаимодействуют с материалами подшипников и вкладышей, что приводит к повышению содержания свинца в масле.
5) Сажа
Повышенное загрязнение моторного масла сажей определяется по весовому ее содержанию и измеряется средствами термогравиметрического или инфракрасного спектроскопического анализа. Сажа попадает в масло и находится в нем во взвешенном состоянии без каких-либо последствий до тех пор, пока не наступает сокращение активных компонентов присадок. Со временем сажа собирается в частицы большого размера. Износ клапанного механизма и форсунок происходит с повышенной интенсивностью, что приводит к росту образования сажи и дальнейшему ускорению износа. Износ клапанного механизма и форсунок сопровождается повышением уровней содержания железа в отработанном масле. Если все оставить без изменения, то избыточное скапливание сажи и повышенный износ приводят к образованию отложений в двигателе. Новые марки масла, отвечающие требованиям стандартов CES-20081, CES 20078 и CES 20076 (API CJ-4 , CI—4 и CH-4+), были разработаны для более безопасного, чем старые сорта масла, содержания во взвешенном состоянии повышенного количества сажи. Поэтому нормативное значение для сажи было увеличено
до 5,0% по массе.
6) Содержание элементов износа и расход масла
Чрезмерный износ приводит к избыточному скапливанию продуктов износа в отработанном масле. Предельные для отбраковки масла значения можно вводить только в тех случаях, если двигатель эксплуатируется в неизменных условиях на одном и том же сорте масла. Содержание в пробе масла продуктов износа металлических деталей зависит от модели двигателя, коэффициента его загрузки, емкости системы смазки, пробега и наработки для масла, темпов расхода моторного масла и т.д.
Двигатели с большими объемами масла отличаются более низким содержанием в масле продуктов износа металлических деталей по сравнению с двигателями, работающими с меньшими объемами масла, поскольку в первом случае частицы оказываются взвешенными в большем объеме масла. Двигатели с низким расходом масла демонстрируют повышенным износ металлических деталей по сравнению с двигателями с высоким расходом масла из-за отсутствия между заменами масла его
разбавления добавками свежего масла. Скорость расхода моторного масла может в два раза изменить в отработанном масле содержание металлических продуктов износа.
7) Fe (железо)
Железо может быть результатом износа: гильз цилиндров, поршневых колец, клапанного механизма, коленчатого вала, коромысел, шестерен, масляного насоса, подшипников
8) Cu (медь)
направляющие клапанного механизма, маслоохладитель масла медный, упорные шайбы коленвала, шатунные и коренные вкладыши
9) Sn (олово)
Тоже самое что и для меди, направляющие клапанного механизма, маслоохладитель масла , упорные шайбы коленвала, шатунные и коренные вкладыши
10) Al (алюминий)
блоки двигателя, поршни, масляный насос, масляные радиаторы, поршни, алюминиевые комплексные смазки , остатки синтетических материалов фильтров
11) Cr (хром)
поршневые кольца, вкладыши, выпускные клапаны, хромат цинка из ингибитора охлаждающей жидкости, покрытие валов, некоторые специальные зубчатые колеса, гильзы цилиндров, охладительные трубки, подшипники, упорные шайбы, масляный насос, масляные радиаторы
12) Pb (свинец)
коренные подшипники, шатунные подшипники, красная свинцовая краска шелушится
13) Si (кремний)
блоки двигателя (легирующий элемент с алюминиевыми частями), грязь из воздуха, пеногасящей присадки в моторном масле, эластомерные уплотнения, масляные радиаторы, силиконовый герметик, подшипники, радиатор (легированные алюминием)
14) Ag (серебро)
клапаны, направляющие клапанов, гильзы цилиндров, подшипники, элемент для легирования инструментальной стали шестерни
1) Si (кремний)
Повышенные уровни кремния в отработанном масле указывают на попадание в масло грязи, что обычно происходит из-за плохой фильтрации впускного воздуха. Иногда грязь попадает в двигатель вместе с загрязненным моторным маслом. Отработанное масло может содержать чрезмерные количества меди и свинца из-за износа материалов подшипников при вполне приемлемых концентрациях хрома и железа.
2) Топливо
Процент топлива в отработанном моторном масле определяет степень его загрязнения топливом (разжижение). Кроме того, это может найти отражение в падении вязкости, превышающем уровень, допустимый по SAE, и значительном снижении точки воспламенения по сравнению с показателями свежего масла. Низкая термостойкость топлива приводит к его окислению при температурах поддона картера.
3) Pb (свинец)
Накапливание излишнего количества свинца в отработанном масле может быть вызвано взаимодействием разложившегося топлива с материалами подшипников и вкладышей.
4) Na, K, B, Si (натрий, калий, бор, кремний)
Загрязнение охлаждающей жидкостью определяется по ненормативному содержанию ингибитора коррозии, попадающего в масло вместе с охлаждающей жидкостью. Это приводит к повышенным уровням натрия, калия, бора и кремния в отработанном масле. Содержание натрия и калия зависит от состава ингибитора коррозии. Кроме того, в масле могут присутствовать гликолевые компоненты антифриза. Повышенные уровни гликолевых компонентов не всегда наблюдаются при утечках охлаждающей жидкости, поскольку они могут вступать в реакцию с некоторыми присадками в масле, переходить в газообразное состояние и испаряться при температурах картера. Продукты разложения гликоля, которое наступает при температурах картера, взаимодействуют с материалами подшипников и вкладышей, что приводит к повышению содержания свинца в масле.
5) Сажа
Повышенное загрязнение моторного масла сажей определяется по весовому ее содержанию и измеряется средствами термогравиметрического или инфракрасного спектроскопического анализа. Сажа попадает в масло и находится в нем во взвешенном состоянии без каких-либо последствий до тех пор, пока не наступает сокращение активных компонентов присадок. Со временем сажа собирается в частицы большого размера. Износ клапанного механизма и форсунок происходит с повышенной интенсивностью, что приводит к росту образования сажи и дальнейшему ускорению износа. Износ клапанного механизма и форсунок сопровождается повышением уровней содержания железа в отработанном масле. Если все оставить без изменения, то избыточное скапливание сажи и повышенный износ приводят к образованию отложений в двигателе. Новые марки масла, отвечающие требованиям стандартов CES-20081, CES 20078 и CES 20076 (API CJ-4 , CI—4 и CH-4+), были разработаны для более безопасного, чем старые сорта масла, содержания во взвешенном состоянии повышенного количества сажи. Поэтому нормативное значение для сажи было увеличено
до 5,0% по массе.
6) Содержание элементов износа и расход масла
Чрезмерный износ приводит к избыточному скапливанию продуктов износа в отработанном масле. Предельные для отбраковки масла значения можно вводить только в тех случаях, если двигатель эксплуатируется в неизменных условиях на одном и том же сорте масла. Содержание в пробе масла продуктов износа металлических деталей зависит от модели двигателя, коэффициента его загрузки, емкости системы смазки, пробега и наработки для масла, темпов расхода моторного масла и т.д.
Двигатели с большими объемами масла отличаются более низким содержанием в масле продуктов износа металлических деталей по сравнению с двигателями, работающими с меньшими объемами масла, поскольку в первом случае частицы оказываются взвешенными в большем объеме масла. Двигатели с низким расходом масла демонстрируют повышенным износ металлических деталей по сравнению с двигателями с высоким расходом масла из-за отсутствия между заменами масла его
разбавления добавками свежего масла. Скорость расхода моторного масла может в два раза изменить в отработанном масле содержание металлических продуктов износа.
7) Fe (железо)
Железо может быть результатом износа: гильз цилиндров, поршневых колец, клапанного механизма, коленчатого вала, коромысел, шестерен, масляного насоса, подшипников
8) Cu (медь)
направляющие клапанного механизма, маслоохладитель масла медный, упорные шайбы коленвала, шатунные и коренные вкладыши
9) Sn (олово)
Тоже самое что и для меди, направляющие клапанного механизма, маслоохладитель масла , упорные шайбы коленвала, шатунные и коренные вкладыши
10) Al (алюминий)
блоки двигателя, поршни, масляный насос, масляные радиаторы, поршни, алюминиевые комплексные смазки , остатки синтетических материалов фильтров
11) Cr (хром)
поршневые кольца, вкладыши, выпускные клапаны, хромат цинка из ингибитора охлаждающей жидкости, покрытие валов, некоторые специальные зубчатые колеса, гильзы цилиндров, охладительные трубки, подшипники, упорные шайбы, масляный насос, масляные радиаторы
12) Pb (свинец)
коренные подшипники, шатунные подшипники, красная свинцовая краска шелушится
13) Si (кремний)
блоки двигателя (легирующий элемент с алюминиевыми частями), грязь из воздуха, пеногасящей присадки в моторном масле, эластомерные уплотнения, масляные радиаторы, силиконовый герметик, подшипники, радиатор (легированные алюминием)
14) Ag (серебро)
клапаны, направляющие клапанов, гильзы цилиндров, подшипники, элемент для легирования инструментальной стали шестерни