Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

Обсуждения, FAQ, техническая информация, фотографии двигателей
Аватара пользователя
mvg
Завсегдатай
Сообщения: 2670
Зарегистрирован: 24 авг 2015, 12:04
Откуда: Москва
Имя: Михаил
Авто: HAVAL F7 2.0 4WD
Контактная информация:

Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

#31

Сообщение mvg »

Конструкторские ошибки и роль масла в системе охлаждения https://www.zr.ru/content/articles/7979 ... yut-maslo/
для запуска механизма «масложора» необходимо, чтобы совпало несколько обстоятельств: когда-то двигатель был перегрет, плюс частые короткие поездки, плюс столбняк дорожных пробок, а еще — нестабильное качество моторного масла, забитые соты радиатора... Поэтому «масложор» не система, а плавающий дефект.
Чтобы снизить температуру поршня, его охлаждают струей масла из форсунок, врезанных в главную масляную магистраль двигателя. В рассматриваемых моторах эти форсунки имеют клапаны, открываемые при давлении, превышающем 0,18 МПа (в новых вариантах — 0,25 МПа). Так сделано потому, что при открытии форсунок давление масла в магистрали падает, а это может обделить смазкой часть подшипников. Но давление масла зависит от двух параметров — температуры масла в двигателе (чем она выше, тем ниже давление) и частоты вращения коленчатого вала. Это означает, что в самых неблагоприятных режимах работы двигателя — при высокой температуре окружающего воздуха, низких оборотах и высокой нагрузке — поршни не охлаждаются! Ведь форсунки при низком давлении закрыты!
Специфическое давление прижима

Специфическое давление прижима зависит от упругости кольца и поверхности прилегания кольца к стенке цилиндра (F х А). Чтобы удвоить специфическое усилие прижима, имеются две возможности: либо удваивают упругость кольца, либо делят пополам поверхность прилегания кольца в цилиндре. На рисунке видно, что результирующая сила (специфическое усилие прижима = сила х площадь), которая действует на стенку цилиндра, постоянно одна и та же, хотя упругость кольца удвоена или, соответственно, поделена пополам.

У более новых двигателей - тенденция к меньшей высоте кольца, так как нужно понизить внутреннее трение в двигателе. Однако, это можно осуществить только в том случае, если уменьшить эффективную поверхность соприкосновения кольца со стенкой цилиндра. При уменьшении высоты кольца вполовину, уменьшается также в два раза упругость поршневого кольца и, вместе с тем, трение.

Так как оставшаяся сила действует на более маленькую площадь, специфическое давление прижима на стенку цилиндра (сила х площадь) при половине площади и половине напряжения остаётся таким же, как при двойной площади и двойном напряжении. http://axela-mazda.ru/kolca/funktsii-i- ... olets.html
porshni-66.jpg
porshni-66.jpg (20.18 КБ) 768 просмотров
porshni-67.jpg
porshni-67.jpg (19.9 КБ) 768 просмотров
p.s. АВТОВАЗ перешел на аналогичные конструкции - через год-два можно ждать роста сообщений о высоком расходе масла модернизированных двигателей...

Масла все те же, но тепловые нагрузки (прожарка по Смирнову) возросли на порядки...
Выбор моторного масла для VAG TSI и TFSI - сороковки, тридцатки, двадцатки ..., если поршень перегрет, масло на нем горит - без разницы, какая вязкость у свежего масла. Куда важнее теплофизические свойства и термостабильность.
Вложения
qVd0R6NM0MEMgZiPWQBENg=s800.jpg
qVd0R6NM0MEMgZiPWQBENg=s800.jpg (140.33 КБ) 769 просмотров
Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей.
Аватара пользователя
mvg
Завсегдатай
Сообщения: 2670
Зарегистрирован: 24 авг 2015, 12:04
Откуда: Москва
Имя: Михаил
Авто: HAVAL F7 2.0 4WD
Контактная информация:

Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

#32

Сообщение mvg »

Плотность и термическое расширение
коэффициент термического расширения минеральных масел приблизительно составляет 7 · 10-4 К-1, то объем гидравлической жидкости увеличивается на 0,7%, если ее температура повышается на 10 °С. http://www.expert-oil.com/articles/Fizi ... masel.html
Ris-5_Gidravl-masla.gif
Ris-5_Gidravl-masla.gif (66.22 КБ) 710 просмотров
На первый взгляд ничего интересного, если бы сам не столкнулся с неприятным явлением в системе ГУР.
Насосы ГУР в Ford Taurus (может возрастное, не знаю) первых выпусков гудят не по детски, может возникать подклинивание руля в жаркую погоду, температура "трубки охлаждения" - не дотронешься. Экспериментировал с разными ATF и PSF. На сколько я понял по скудной информации из открытых публикаций, состав PSF несколько отличается от ATF в части неких фрикционных присадок или свойств, связанных с работой фрикционов... Очередная ATF, температура за бортом под 40, агрессивное вождение... руль клинит, жижа пошла из бачка, рядом выпускной... - обошлось. Остыл, овощем доехал до дома, разобрал ГУР - ни каких внешних признаков перегрева. Заменил жидкость на "из уже проверенных", усилил охлаждение и больше с этим не сталкивался.

Если кто может объяснить разницу между PSF и ATF буду признателен.
Как я понимаю -
PSF ... относятся к группе с неизменяемыми фрикционными свойствами. Коэффициент трения скольжения увеличивается с уменьшением скорости скольжения фрикционного элемента, т.е. в начале включения фрикционного элемента коэффициент трения скольжения больше, чем в конце этого процесса. Иными словами, коэффициент трения покоя у масел с неизменяемыми фрикционными свойствами больше, чем коэффициент трения скольжения.
ATF (кроме Type F, Type G и т.п.) физика обратная, плюс температурная зависимость. Температура при сведении фрикционов растет... - мокрое сцепление.
Была идея залить что-то типа 0W20, но не сподобился.

Сообщений по поиску "перегревается ГУР" - пруд пруди...

ГУР может дать прикурить по самое не балуй. Тема не простая, но почти не привлекает внимания масляных гуру. Судя по публикациям, насос клинит, как на новых авто, так и на видавших виды. Весьма неприятно в потоке... :facepalm
Renault Trafic - сорвало крышку ГУР https://www.drive2.ru/l/1349537/
Вложения
6314c58s-960.jpg
6314c58s-960.jpg (212.58 КБ) 710 просмотров
Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей.
Аватара пользователя
mvg
Завсегдатай
Сообщения: 2670
Зарегистрирован: 24 авг 2015, 12:04
Откуда: Москва
Имя: Михаил
Авто: HAVAL F7 2.0 4WD
Контактная информация:

Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

#33

Сообщение mvg »

Хорошо изложено, интересно!
Любопытные результаты получены в исследованиях с использованием аппарата, объединяющего ATR (отражательная спектроскопия) и FTIR (ИК-спектроскопия). Он позволяет изучать поведение масла непосредственно в двигателе («in-situ»), например, в области поршневых колец [1]: https://docviewer.yandex.ru/view/113000 ... U4fQ%3D%3D
htmlimage.jpg
htmlimage.jpg (39.6 КБ) 682 просмотра
В частности, в масле зоны поршневых колец другое соотношение присадок! В сравнении с маслом в картере, концентрации соединений Са и ZDDP выше. Исследовались разные масла, минеральные и синтетические – у последних разница меньше. Сделано предположение, что концентрирование присадок происходит вследствие высокотемпературной потери части базы, в большей степени характерной для минеральных масел («испаряемость»).

Кроме того, выявлено разное соотношение данных изменений: концентрация элементов в зоне поршневых колец по сравнению с картерным маслом для Cа и Zn/P выше соответственно в 1,44 и 1,2 раза в минеральных маслах, в 1,2 и 1,1 раза в синтетических маслах [1].

Дело в том, что молекулы Ca-содержащих детергентов полярны и имеют большую молекулярную массу, поэтому остаются в смазке. У ZDDP испаряемость выше: при температурах более 100-150 оС из ZDDP образуются более мелкие молекулы полифосфатов цинка, которые играют роль модификаторов трения, что важно в данной зоне, но они и легче испаряются с поверхности [3].

Таким образом, небольшие количества продуктов деградации масла указывают на их участие в образовании нагаров, однако вклад этих продуктов в механизм образования высокотемпературных отложений явно преувеличен. Нагар – продукт сгорания углеводородов прежде всего, из топлива, в значительно меньшей степени – из масла.
Весьма интересная публикация и не только в части теплофизики ;)
если 1-2% сажи размешать в масле, содержащем моющую присадку, большая часть сажи останется взвешенной в масле даже после отстоя в течение нескольких дней. Если затем добавить к маслу небольшое количество воды и взболтать смесь, то значительная часть сажи быстро выпадет в осадок и масло вновь станет прозрачным [2].
Надо проверить...
Интересен анализ частиц из масляного фильтра:

85% соединения металлов, 15% соединения углерода, серы, кислорода и др. [1].

Таким образом, отложения в фильтрующих элементах, по большей части, представляют собой склеенные продуктами деградации углеводородов частицы износа – железо, алюминий, медь. Также присутствует небольшое содержание присадок из масла.
Последний раз редактировалось mvg 28 июн 2017, 10:30, всего редактировалось 2 раза.
Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей.
Lew
Завсегдатай
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 21 фев 2016, 14:22
Имя: Лев
Авто: Fiat

Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

#34

Сообщение Lew »

mvg писал(а):Если кто может объяснить разницу между PSF и ATF буду признателен.
ATF это трансмиссионное масло, предназначенное для ГМКП, а PSF ( Power Steering Fluid) силовая жидкость для гидроусилителей рулевого управления.
Отличаются свойствами и составом - ATF более сложная многофункциональная жидкость, в ней присадок гораздо больше, и выше ИВ. Проще говоря она является одновременно и трансмиссионным маслом и силовой жидкостью.
PSF и ATF не взаимозаменяемы.
PSF более просты по составу, но могут иметь специфические требования под конкретный ГУР, следовательно тоже могут быть не взаимозаменяемы.
Аватара пользователя
mvg
Завсегдатай
Сообщения: 2670
Зарегистрирован: 24 авг 2015, 12:04
Откуда: Москва
Имя: Михаил
Авто: HAVAL F7 2.0 4WD
Контактная информация:

Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

#35

Сообщение mvg »

Lew, мы вроде договорились. Общих слов у меня более чем в избытке. Не лейте воду...
Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей.
Lew
Завсегдатай
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 21 фев 2016, 14:22
Имя: Лев
Авто: Fiat

Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

#36

Сообщение Lew »

Вы спросили - я ответил. Что вам еще нужно? Чтобы я вам написал химическую формулу PSF?
mvg писал(а):Очередная ATF, температура за бортом под 40, агрессивное вождение... руль клинит, жижа пошла из бачка,
Радиатор охлаждения очистите от грязи и будет вам счастье
Аватара пользователя
mvg
Завсегдатай
Сообщения: 2670
Зарегистрирован: 24 авг 2015, 12:04
Откуда: Москва
Имя: Михаил
Авто: HAVAL F7 2.0 4WD
Контактная информация:

Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

#37

Сообщение mvg »

Lew, мне не нужны ваши советы. Успокойтесь, профессор. Тема не о чистоте радиатора, тем паче, что жидкости ГУР редко охлаждаются с помощью радиатора, как это принято понимать - несколько загогулин алюминиевой трубки и не более, да и то, в лучшем случае.
Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей.
Аватара пользователя
mvg
Завсегдатай
Сообщения: 2670
Зарегистрирован: 24 авг 2015, 12:04
Откуда: Москва
Имя: Михаил
Авто: HAVAL F7 2.0 4WD
Контактная информация:

Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

#38

Сообщение mvg »

mvg писал(а):Нагар – продукт сгорания углеводородов прежде всего, из топлива, в значительно меньшей степени – из масла.
В качестве примера http://jni-motors.ru/blog/68-nissan-max ... nogo-zhora
Низко и средне температурных отложений мало, а поршневая..., как ее контролировать не вскрывая? :facepalm
Вложения
04.JPG
04.JPG (109.23 КБ) 656 просмотров
08.JPG
08.JPG (72.54 КБ) 656 просмотров
03.JPG
03.JPG (78.1 КБ) 656 просмотров
Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей.
Lew
Завсегдатай
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 21 фев 2016, 14:22
Имя: Лев
Авто: Fiat

Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

#39

Сообщение Lew »

Уважаемый mvg, не подумайте что я вас хочу чем то обидеть, но объясните: зачем вы пустились в тему нагарообразования если тема ветки Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей?
Нагар это что, свойства?
И зачем вы выложили такие огромные фото? Вы считаете что они свидетельствуют в пользу версии "Нагар – продукт сгорания углеводородов прежде всего, из топлива, в значительно меньшей степени – из масла" ??????? :shock:
Вы полагаете, что по этим фото можно понять что нагар возник именно от сгорания топлива, а не от сгорания масла?
Самое верхнее фото в п.38 зачем выложили? Где вы увидели там нагар, на каких деталях? :shock:
Аватара пользователя
mvg
Завсегдатай
Сообщения: 2670
Зарегистрирован: 24 авг 2015, 12:04
Откуда: Москва
Имя: Михаил
Авто: HAVAL F7 2.0 4WD
Контактная информация:

Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

#40

Сообщение mvg »

Lew, не пойму, мы вроде распрощались с вами... Нет ни малейшего желания с вами дискутировать, т.е. вообще. Если вам непонятно происхождение нагара, я вам точно не смогу объяснить. Где-то мое мнение, коль я увидел зависимость, где-то мнение сторонних авторов. Мнения, но не ваши "академические" знания и убеждения.
Двигатель чистый - поршень коксуется, причем массово. Не отдельные машинки, а поголовно 2-х литровые. В нынешний движок лью масла, где заявлена и обнаружена ПАО база. Пока в норме. Разок залил III группу, разница есть, правда на субъективном уровне. Может сподобимся, поставим на прогон с постоянным контролем масла... по всем параметрам и с прогнозами. Разве что металлы искать не будем... ;)
Что еще?

Если вам непонятно, я не учитель, да и с червячными передачами у меня туговато. Кому надо, тот увидит. Не утомляйте.
Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей.
Lew
Завсегдатай
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 21 фев 2016, 14:22
Имя: Лев
Авто: Fiat

Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

#41

Сообщение Lew »

mvg писал(а):Что еще?
Lew писал(а):объясните: зачем вы пустились в тему нагарообразования если тема ветки Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей? И зачем вы выложили такие огромные фото?
И очень хочется понять
Lew писал(а):Самое верхнее фото в п.38 зачем выложили? Где вы увидели там нагар, на каких деталях?
Аватара пользователя
mvg
Завсегдатай
Сообщения: 2670
Зарегистрирован: 24 авг 2015, 12:04
Откуда: Москва
Имя: Михаил
Авто: HAVAL F7 2.0 4WD
Контактная информация:

Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

#42

Сообщение mvg »

mvg писал(а):Двигатель чистый - поршень коксуется, причем массово.
Не получается мне объяснить профессору - почему двигатель чистый, хон заводской, а поршень коксуется. Все хвастаются чистотой "под клапанной крышкой", но ни кто поршневой. Редкие фото на эту тему тут же заворачиваются "рекламную обертку", даже не пытаясь разглядеть суть.

По другому мотору на том же сервисе
Двигатель ел масло из-за изношенных поршневых колец и маслосъемных колпачков. Все трущиеся детали были в идеальном состоянии. Очень редко когда при ремонте мотора оставляем старые вкладыши (за последние 2 года это первый случай) - однако твои были по состоянию как новые. Смысл их менять, если они еще 200000 км пройдут. Видимо масло, которое ты используешь, действительно работает.
С маслосъемными непонятно (ДВС V-образный), ну да шут с ними. Пусть будут. Резинки (полимеры) в ниссанах реально не живут долго, но дело, ИМХО, не в них.

Всё это авто 2001-2005 года выпуска. С реальными пробегами за 200-300 тыс. Проект назывался - "Технологии обслуживания автомобиля в послегарантийный период". Допускаю, что будет вторая серия, но на другом уровне.

Если и так непонятно, тогда извините.

Кольца стали подвижны, но дренаж "пробить" не удалось. Из другого сообщества (Клуба).
Вложения
091208_154639.jpg
091208_154639.jpg (107.91 КБ) 626 просмотров
Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей.
Lew
Завсегдатай
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 21 фев 2016, 14:22
Имя: Лев
Авто: Fiat

Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

#43

Сообщение Lew »

mvg писал(а):Не получается мне объяснить профессору - почему двигатель чистый, хон заводской, а поршень коксуется.
Коллега, я очень извиняюсь, но опять переспрошу:
Lew писал(а):Уважаемый mvg, не подумайте что я вас хочу чем то обидеть, но объясните: зачем вы пустились в тему нагарообразования если тема ветки Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей? Нагар это что, свойства? И зачем вы выложили такие огромные фото? Вы считаете что они свидетельствуют в пользу версии "Нагар – продукт сгорания углеводородов прежде всего, из топлива, в значительно меньшей степени – из масла" ??????? Вы полагаете, что по этим фото можно понять что нагар возник именно от сгорания топлива, а не от сгорания масла?
Самое верхнее фото в п.38 зачем выложили? Где вы увидели там нагар, на каких деталях?
Ответы на мои вопросы от вас поступят, или всё, проехали? :oops:
Если мои вопросы вам неудобны - можете не отвечать.
Но хотя бы превратите выложенные вами огромные и совершенно офтопные фото в ссылки - этим вы здорово уменьшите пространство данной ветки, которая благодаря вашим усилиям утратила удобочитаемость
Последний раз редактировалось Lew 28 июн 2017, 21:02, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
mvg
Завсегдатай
Сообщения: 2670
Зарегистрирован: 24 авг 2015, 12:04
Откуда: Москва
Имя: Михаил
Авто: HAVAL F7 2.0 4WD
Контактная информация:

Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

#44

Сообщение mvg »

Матом можно? - да для того, чтобы показать, что двигатель в целом чистый..., не засран. Что еще?
Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей.
Lew
Завсегдатай
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 21 фев 2016, 14:22
Имя: Лев
Авто: Fiat

Теплофизические свойства смазочных материалов и техн. жидкостей

#45

Сообщение Lew »

mvg писал(а):Что еще?
Глаза чуть выше поднимите, я вам там вопросы повторил от которых вы упорно прячитесь
Ответить

Вернуться в «Общий форум»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex, YandexBot/3.0 и 33 гостя