Страница 1 из 5

О масле 0W-20

Добавлено: 04 июл 2016, 19:34
Lew
Фрагмент моей статьи, м.б. кому-то будет интересно


...Попутно, пользуясь случаем, хочу развеять живучий миф о масле 0W-20.
Когда автопроизводители начали его применять, то многие даже достаточно опытные в моторном деле люди сделали огульный вывод, что дескать «долго на такой моче мотор не проживет».
Это проистекает от укоренившегося в головах неспециалистов мнения, что «обильная смазка это хорошо, скудная – плохо»; «чем гуще масло – тем толще масляная пленка и лучше смазка, что есть хорошо». И когда такой человек видит в маркировке масла ноль (вместо десяти), и 20 вместо 40, то в его голове происходит короткое замыкание, и он тут же автоматически делает вывод, что оно слишком «жидкое» и хорошую смазку не обеспечит.

В действительности дело обстоит не столь однозначно.
Например, для долговременной работы поршневых колец, цилиндров и поршней смазка не должна быть слишком обильной (что приведет к увеличенному расходу масла на угар, его сильному загрязнению и быстрому старению), но и не должна быть слишком скудной (что повлечет повышенный износ деталей ЦПГ и чревато заклиниванием поршня). Подача масла в поршневые канавки и толщина масляной пленки в цилиндре должны быть минимально возможными, но при этом достаточными для обеспечения требования хорошей смазки, промывки канавок и обеспечения режима жидкостного трения колец на большей части хода поршня. Одним словом, как это часто происходит при конструировании техники, инженеру требуется интуитивно нащупать золотую середину – угадать правильный баланс, чтобы не свалиться с тонкого каната, по которому постоянно приходится ходить.

До сих пор конструкторы не пришли к согласию по вопросу о том, какой должна быть оптимальная вязкость масла, чтобы удовлетворить столь сложные и взаимно противоречивые требования. А так как правильный режим смазки в значительной степени зависит от конструкции поршня и колец, и учитывая, что температурный диапазон работы масла при смазке указанных деталей очень широк (от отрицательных температур до 300 С), а вязкость масла может весьма сильно изменяться (в тысячу и более раз) с изменением температуры, а также в десятки раз увеличиваться с ростом давления, то становится понятным, что значение «вязкость 100 С» при оценке эффективности работы масла в сопряжениях кольцо-канавка и кольцо-цилиндр не может являться единственным критерием для вывода о том, хорошо ли будут защищены от износа детали при такой вязкости или плохо. Вот тут-то как раз полезно разузнать индекс вязкости, который позволяет приблизительно прикинуть интенсивность падения вязкости конкретного масла при его нагреве более 100 С. А еще лучше посмотреть график изменения вязкости данного масла с изменением температуры.
Только никто вам его не покажет, вот и получается в итоге задача со многими неизвестными…

Соответственно вторым важным фактором (я его считаю основным), влияющим на изменение вязкости масла при работе в цилиндре, является теплонапряженность деталей конкретного автомотора, которую можно приблизительно оценить по температурам ОЖ и картерного масла при работе автомобиля в типичных для него эксплуатационных условиях. Чем температуры и нагрузки в двигателе выше, тем больше должно быть значение высокотемпературной вязкости используемого масла, больше индекс вязкости, а также повышаются требования к составу масла (база; композиция присадок; содержание ПАВ и пр.).

Другими важными деталями двигателя, нормальная работа которых зависит от вязкости масла, являются коренные и шатунные подшипники. Но и тут риск повышенного износа или задира зависит от различного сочетания многочисленных факторов.
Например, принято считать, что чем выше вязкость масла, тем больше толщина масляной пленки, разделяющей вал и вкладыш, и тем меньше риск возникновения механического контакта и задиров. Но с другой стороны, чем ниже вязкость, тем больший объем масла проходит через подшипник за 1 сек, а значит больше теплоты отводится за одну единицу времени, что снижает температуру в узле. А при снижении температуры вязкость масла в подшипнике увеличивается, что влечет увеличение толщины и несущей способности масляной пленки. Таким образом, в подшипнике происходит постоянное авторегулирование локальной температуры масла, что вызывает ежесекундное изменение его вязкости, и как следствие изменение толщины масляной плёнки и величины зазора. И вполне возможно, что в некоторых режимах работы двигателя благодаря разнице локальных температур в зазоре «прочность» пленки масла хW-20 будет сопоставима с прочностью пленки масла хW-40.

Дополнительную сложность в рассматриваемую проблему вносит то обстоятельство, что у современных полу- и синтетических масел при больших скоростях сдвига и высоких температурах вязкость может значительно снизиться. Для оценки этого свойства введен показатель HTHS – чем его число выше, тем менее интенсивно будет снижаться вязкость масла в подшипниковом узле при росте частоты вращения коленвала.
Также очень важна конструкция подшипника: чем больше его относительная длина, тем выше грузоподъемность, и ниже риск разрыва масляной пленки при ее малой толщине и больших нагрузках (и наоборот).

Малая низкотемпературная вязкость масла (отражаемая первой цифрой перед W) особенно полезна при пуске и последующем нагружении непрогретого мотора при низких температурах окружающей среды, когда требуется обильное поступление масла к подшипникам коленвала и его быстрое прохождение через них.
В 60-е годы прошлого века в нашей стране была в большом ходу теория огромных износов двигателей в случаях частых пусков при низких отрицательных температурах. Некоторые исследователи утверждали, что один холодный пуск «уносит» из ресурса мотора более 200 км пробега (подобные «страшилки» встречаются и в наши дни). Такие выводы были сделаны из-за того, что в СССР тех лет не было хороших зимних (загущенных) масел, применяемые автолы в мороз утрачивали текучесть, и при пуске моторов в первые секунды трущиеся пары из-за отсутствия обильной смазки работали практически «всухую». Масло 0W-20, обладающее хорошей текучестью при низких температурах, подобное не допустит, что положительно скажется на долговечности мотора при эксплуатации в зимний период.
Изображение

Также с большой долей вероятности можно заключить, что использование масел 0W-20 и 5W-20 будет являться действенной мерой против пригорания колец в моторах, где общая площадь дренажных отверстий в поршнях слишком мала, либо таковые совсем отсутствуют.
Отдельно необходимо отметить, что вводимые производителями в маловязкие масла противоизносные и антизадирные присадки могут минимизировать риск повреждения сопрягаемых поверхностей в случае разрыва масляной пленки и наступлении режима граничного трения.

Изложенное приводит к выводу, что давать влёт однозначную негативную оценку применения масла 0W-20 в том или ином двигателе неразумно.
Здесь можно руководствоваться лишь общетехническими соображениями: чем выше степень форсировки мотора (литровая мощность) и чем чаще он работает при 80-100% использовании максимальной мощности или с высокими оборотами (спорт; эксплуатация авто 4х4 на тяжелом бездорожье; буксировка массивных прицепов в режиме частых разгонов-остановок; работа машины в гористой местности) либо при очень высоких температурах внешней среды, тем больше должна быть разница между первой и второй цифрами в маркировке масла (выше индекс вязкости), и больше последняя цифра в маркировке (выше его высокотемпературная вязкость).
Или проще говоря: если вы часто и длительно используете режим максимальной мощности двигателя - не применяйте в бензиновых моторах (особенно с впрыском в цилиндр) масла градации хW-20...

О масле 0W-20

Добавлено: 04 июл 2016, 20:26
veles

О масле 0W-20

Добавлено: 04 июл 2016, 20:30
GReY
Слово длина пишется с одной Н.

О масле 0W-20

Добавлено: 04 июл 2016, 20:44
Vitek74
издание второе , улучшенное :катаюсь:

О масле 0W-20

Добавлено: 04 июл 2016, 21:08
Lew
GReY писал(а):Слово длина пишется с одной Н.
Спасибо за конструктивное замечание - исправил

Отправлено спустя 2 минуты 22 секунды:
Vitek74 писал(а):издание второе , улучшенное :катаюсь:
Не совсем, просто взгляд на проблему с несколько иной стороны.
И вообще этот текст фрагмент упрощенной статьи для знакомых мотористов, великолепно знающих конструктив моторов но мало знакомых со спецификой масел

О масле 0W-20

Добавлено: 04 июл 2016, 22:06
Vadim_Mk
Чукча не читатель, чукча -пейсатель однако :)

О масле 0W-20

Добавлено: 04 июл 2016, 22:24
Lew
Мда, всё те же лица, и все тот же обывательский флуд.
Конструктивные замечания по написанному последуют, или каждый будет пытаться изображать из себя Петросяна?
Я текст выложил чтобы проверить, не допустил ли где-то явных косяков.
Пока что помимо лишней "н" никаких конструктивных поправок не увидел

О масле 0W-20

Добавлено: 04 июл 2016, 22:29
mikong
Замечание (надеюсь конструктивное), ставьте разрывы в тексте, читать просто невозможно.
А с написанным я согласен, по этому +

О масле 0W-20

Добавлено: 04 июл 2016, 22:47
Lew
mikong писал(а):ставьте разрывы в тексте, читать просто невозможно
Где вы видели в технической литературе разрывы в тексте?
Я обычно подобные статьи копирую, распечатываю и затем читаю с карандашом в руках. Иначе никак.
Тем не менее пошел навстречу пожеланиям и разбил текст на абзацы и даже добавил картинку :)

О масле 0W-20

Добавлено: 05 июл 2016, 19:14
Vadim_Mk
Lew писал(а):Мда, всё те же лица, и все тот же обывательский флуд.
Конструктивные замечания по написанному последуют, или каждый будет пытаться изображать из себя Петросяна?
Я текст выложил чтобы проверить, не допустил ли где-то явных косяков.
Пока что помимо лишней "н" никаких конструктивных поправок не увидел
Что тут конструктивного то? То что масла XW-20 можно использовать в двигателях - да можно, но в тех двигателях которые рассчитаны на эти масла, к примеру Таха с 5,3 литра V8
http://www.chevrolet.ru/content/dam/Che ... _Final.pdf
Но лить в дизеля или турбопердлелки при прописанных А3/B3/C3 масла XW-20 - это уже за гранью разумного, самому слабо в свой дизель залить XW-20 и прокатать его 20 тыс км что бы личным примером показать нам сирым и убогим что и масла XW-20 это круто, а на 20 тыс км износ уменьшится чем на новом масле :)
А так это очередное эпохальное открытие Captain Obvious после чего будет эпик файтинг не о чем на 30 страницах :)

О масле 0W-20

Добавлено: 05 июл 2016, 20:11
mikong
Спойлер
Вадим стареет :(
Ни ПАО ни Тотошки, ни даже СиСи Прожаркина

О масле 0W-20

Добавлено: 05 июл 2016, 20:21
Vadim_Mk
Спойлер
]по моему в их полку прибыло - появился могущественный некромант читающий заклинания по свиткам полувековой давности, причем только на церковнославянском языке , говорящий изыди прочь бусурманский английский :)

О масле 0W-20

Добавлено: 05 июл 2016, 20:30
Бозон Хиггса
Vadim_Mk писал(а):некромант читающий заклинания по свиткам полувековой давности
Спойлер
это говорит человек выложивший документ про hths 1916 года :)

О масле 0W-20

Добавлено: 05 июл 2016, 21:49
Vadim_Mk
Спойлер
Ах молодежь молодежь, все вам быстрее скорее :)
читаем по диагонали :)
This document was revised and approved by ASTM Committees
D02.07.0B TR/EC, D02.06.0B, and D02.06 on 4 Dec. 1984
по сравнениюю с некромантскими свитками - свежачок:)

О масле 0W-20

Добавлено: 05 июл 2016, 22:21
380VAC
Спойлер
Господа, вы такими темпами до палеолита доберетесь - наскальная живопись форева! Какие допуски тогда были? :катаюсь: :катаюсь: :катаюсь: